Расписание богослужений в храме Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском:
февраль

Расписание богослужений в храме «Знамения» иконы Божией Матери в Перово:
февраль


Воскресные листки

18.01.2020

Воскресный листок №03 (315)

Святое Богоявление. Крещение господа Бога и спаса нашего Иисуса Христа.

ИСТОРИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Установление празднования Рождества Христова относится к первым векам христианства. До IV века в Восточных и Западных Церквах праздник Рождества Христова праздновался 6 января, был известен под именем Богоявления и вначале относился собственно ко Крещению Спасителя.

Основная и первоначальная цель установления праздника – воспоминание и прославление события явления во плоти Сына Божия. Но была и другая причина и цель установления праздника. Несколько раньше, чем в Православной Церкви, празднование Крещения ввели у себя еретики-гностики (евиониты, докеты, василидиане), потому что они придавали самое большое значение в жизни Спасителя Его Крещению. Так, евиониты учили, что Иисус был сын Иосифа и Пресвятой Девы Марии и что Христос соединился с Ним при Крещении; докеты признавали во Христе человеческую природу только призрачной; наконец, василидиане не признавали воплощения и учили, что «Бог послал свой Ум, первое истечение Божества, и он, как голубь, сошел во Иордане на Иисуса, Который до того был простой человек, доступный греху» (Климент Александрийский). Но ничто так не увлекало христиан в ересь, особенно в гностицизм, как богослужение гностиков, полное гармонических и красивых песен. Нужно было гностическому празднику противопоставить свой, такой же.

И вот, Православная Церковь установила и у себя торжественный праздник Крещения Господня и назвала его Богоявлением, внушая мысль, что в этот день Христос не стал впервые Богом, а только явил Себя Богом, представ как Единый от Троицы, Сын Божий во плоти. Чтобы подорвать лжеумствования гностиков относительно Крещения Христова, Церковь стала присоединять к воспоминанию Крещения воспоминание и Рождества Христова. И, таким образом, в IV веке по всему Востоку Крещение и Рождество праздновались в один день, а именно 6 января, под общим именем Богоявления. Первоначальным основанием для празднования Рождества Христова 6 января (как и Крещения) служило не историческое соответствие этого числа дню рождения Господа Иисуса Христа, который и в древности в точности не был известен, а таинственное понимание соотношения между первым и вторым Адамом, между виновником греха и смерти и Начальником жизни и спасения. Второй Адам – Христос, по таинственному созерцанию Древней Церкви, родился и умер в тот же день, в который сотворен и умер первый Адам, – в шестой, ему соответствовало 6 января, первого месяца года.

Праздник Рождества Христова был впервые отделен от Крещения в Римской Церкви в первой половине IV века (при папе Юлии). Перенесением праздника на 25 декабря Церковь имела в виду создать противовес языческому культу солнца и предохранить верующих от участия в нем. Перенесение праздника на 25-е число и торжественное его богослужение имело своей целью поставить противовес языческим суевериям и тем самым обратить сердца людей к познанию истинного Бога. Известно, что у римлян на 25 декабря падал языческий праздник в честь зимнего солнцеворота – день (рождения) явления непобедимого солнца, которого не могла одолеть зима и которое с этого времени идет к весне. Этот праздник обновляющегося «бога солнца» был днем разнузданных увеселений народа, днем забав для рабов и детей и пр. Таким образом, сам по себе этот день был как нельзя более приличен для воспоминания события Рождества Иисуса Христа, Который в Новом Завете называется Солнцем Правды, Светом мира, Спасителем людей, Победителем смерти.

Празднование Рождества Христова 25 декабря в Восточной Церкви было введено позже, чем в Западной, а именно – во второй половине IV века. Впервые раздельное празднование Рождества Христова и Крещения Господня было введено в Константинопольской Церкви около 377 года по указанию императора Аркадия по обычаю Римской Церкви и благодаря энергии и силе красноречия святого Иоанна Златоуста. Из Константинополя обычай праздновать Рождество Христово 25 декабря распространился по всему православному Востоку.

Установление празднования рождества Христова 25 декабря имело еще и другое основание. По мысли отцов Церкви III и IV вв. (св. Ипполит, Тертуллиан, св. Иоанн Златоуст, св. Кирилл Александрийский, блаж. Августин), 25-е число декабря месяца исторически более всего соответствует дню самого рождения Господа Иисуса Христа.

Из рассматриваемых в настоящей службе стихир и тропарей, посвященных Рождеству Христову, наиболее древними, надо полагать, являются 1-я стихира на «Господи, воззвах», кондак и икос. Кондак и икос составлены в VI веке св. Романом Сладкопевцем. Им составлены 24 икоса, из которых современная служба сохраняет лишь первые два (кондак и икос). Тропарь и светилен праздника также весьма древние.

Уже в VII–VIII вв. известны Минеи со службами Рождеству Христову в целом их виде. В Х веке имелись уже службы предпразднства и попразднства. А в XI–XII вв. служба, посвященная Рождеству Христову, принимает на востоке такой вид в изменяющихся ее частях, как и современная служба.

Составителями современной службы на Рождество Христово являются, в основном, песнотворцы VI–IX веков: св. Роман Сладкопевец (кондак и икос), св. Андрей Критский (стихиры на хвалитех), св. Герман, патриарх Константинопольский (ряд стихир на «Господи, воззвах» и стихиры на литии), св. Иоанн Дамаскин (многие из стихир вечерни, канон), св. Косма Маиумский (канон) и другие.

https://azbyka.ru/days/prazdnik-svjatoe-bogojavlenie-kreshchenie-gospoda-boga-i-spasa-nashego-iisusa-hrista

О КРЕЩЕНСКОЙ ВОДЕ ВКРАТЦЕ

Праздник Крещения Господня называют еще Богоявлением – потому что в этот день Бог явил Себя как Троица.

Другое название этого праздника, которое мы встречаем в богослужебных книгах – Просвещение. Господь, явившись на Иордане, просветил весь мир Собой. Ну, а самое известное событие, связанное с этим праздником, ежегодно совершающееся в православных храмах – освящение воды.

Освящать воду на праздник Крещения в Церкви принято с V века. Причём в богослужебных текстах мы встречаем упоминание о том, что «днесь вод освящается естество» - то есть освящается вся вода, во всём мире. Но освящается не сама по себе – а именно потому, что по всему миру в этот день Церковь совершает древний чин.

Крещенская вода, как известно, обладает особыми свойствами. В первую очередь, это свойства духовные. В молитве на освящении воды мы просим, чтобы всем, пьющим эту воду и окропляющимся ею, Господь послал «освящение, здравие, очищение и благословение».

Эта вода не портится в течение всего года, в отличие от обычной воды, которая через некоторое время становится непригодной для питья. О данном чуде свидетельствует еще святитель Иоанн Златоуст: «Происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года, остается неповрежденной и свежей».

Впрочем, и крещенская вода может зацвести – в ней, как и в любой воде, продолжают существовать живые микроорганизмы. В таком случае её следует вылить в непопираемое место. Не нужно видеть в этом какое-то предвестие несчастий. Однако, возможно, стоит задуматься – не показывает ли таким образом Господь, что нам необходимо что-то исправить в жизни?

Люди, настроенные атеистически, нередко пытаются объяснить чудесные свойства Крещенской воды естественными причинами. Например, говорят, что вода не портится, так как священник погружает в неё серебряный крест, и она тем самым ионизируется. По этому поводу есть такая, можно сказать, православная задачка: «Сколько ионов серебра содержится в литре освященной крещенской воды, если освящение проводилось в проруби, вырубленной во льду Волги, в месте, где ширина реки достигает километра, глубина — десяти метров, скорость течения — 5 км/час, а крест, которым деревенский батюшка освящал воду — деревянный?». Ответ очевиден.

В советское время люди, жившие далеко от храмов, в день Крещения набирали воду из-под крана или из реки. И, так как в этот день освящается вся вода на Земле – по вере этих людей Господь и такой воде подавал духовные свойства.

В русской традиции вода освящается два раза – в Крещенский сочельник и в день Крещения. Оба раза чин освящения совершенно одинаковый – поэтому нет никакой разницы между водой, освящённый накануне и в самый день праздника. Также совершенно неважно, в каком храме взята вода – её святость, как и святость любого церковного таинства, не зависит ни от совершающего священника, ни от древности храма. Поэтому уж настоящим язычеством является мысль о том, что «вода в семи храмах сильнее», или подобные этому рассуждения, которые, к сожалению, приходится встречать.

Крещенской воды нужно брать столько, сколько необходимо – чтобы хватило на весь год. При этом важно помнить, что эта вода – святыня, и её не следует добавлять в обычную пищу и уж тем более в ванную.

Крещенскую воду принято пить натощак.

Отдельно следует сказать о традиции купания на праздник Крещения. Традиция эта поздняя, появилась уже в постсоветское время. И, конечно же, нельзя проводить параллель между крещенским купанием и Таинством Крещения. Это купание не «смывает грехи» и вообще не является духовно важным. Если человеку очень хочется зимой залезть в воду – что ж, Церковь не препятствует этому. Но нельзя забывать и о возможных последствиях этого. И, разумеется, нельзя купаться на Крещение в нетрезвом виде – это не только опасно, но и просто кощунственно.

Несравненно важнее в этот день побывать на богослужении, подготовиться к таинству Причастия, обратить внимание на свою духовную жизнь – словом, провести праздник как подобает христианам.

Крестившийся в Иордане Господь да даст всем нам здравия – телесного, душевного и – самое главное – духовного!

Подготовил иеромонах Афанасий (Дерюгин)
https://pravoslavie.ru/109958.html