Расписание богослужений в храме Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском:
август сентябрь

Расписание богослужений в храме «Знамения» иконы Божией Матери в Перово:
август сентябрь


Воскресные листки

18.08.2019

Воскресный листок №33 (293)

Медов ли спас?

– Почему Бог изгнал Адама и Еву из рая?

– Потому что они яблочко до Спаса скушали…

Церковный анекдот

Сразу скажу, что всё нижеизложенное – моё сугубо частное мнение, которое очень сильно расходится со сложившейся традицией.

У всех, даже нецерковных людей, на слуху названия: «Медовый Спас», «Яблочный Спас» (есть ещё «Ореховый» или «Хлебный» – 29 августа). Все знают, что эти дни в церковном календаре специально приурочены для освящения мёда и яблок, поэтому толпы людей приходят в храмы «святить» их.

Но мне кажется, что сами словосочетания: «Медовый Спас», «Яблочный Спас» – кощунственны. Спас – это ведь не название дня недели, это Христос, Он не может быть медовым, яблочным или ореховым. Он может быть «сладчайшим», как Его зовёт церковная поэзия (в акафисте Иисусу Сладчайшему), но не фруктовым. Присваивая народные названия дню происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня (14 августа) и Преображения Господня (19 августа) мы просто убираем Христа из этого праздника. А что остаётся? Медок и яблоко… Ведь любой нормальный священник это подтвердит: каков процент христиан, пришедших в эти дни в храм прославить Спаса-Христа, по сравнению с толпой язычников, пришедших освятить продукты, которые «нельзя было кушать до спаса»? Очень маленький процент. Но нас это не очень волнует, ведь после язычников остаются на столах меды и фрукты… Как любят порой говорить: «не нам судить, у кого какая вера». Может быть. Но нам, священникам, положено приучать христиан отвращаться от языческих воззрений.

Лично я бы вообще отменил освящение мёда и яблок (можете кинуть в меня самым гнилым огрызком). Какой в этом смысл? Я понимаю, когда пасечники и садоводы приносят в храм начатки своего урожая, чтобы поблагодарить Бога за Его дары и принести Ему и Церкви в жертву малую часть от своих трудов. Да, в таком случае освящение плодов имеет христианский смысл. Но когда горожане бегут на базар за мёдом или яблоками для того, чтобы потом их освятить – то зачем это нужно? В чём тут смысл? А совершать бессмысленные действия – не по-христиански.

Также часто любят указывать, что мы освящаем яблоки потому, что по уставу их можно вкушать только после Преображения. Но устав-то писан для монахов, которые к этому времени собирали плоды, затем приносили их к Богу в храм, освящали, а затем вкушали в трапезной. Поэтому монах, жующий яблоко до положенного момента, совершает грех тайноядения и непослушания уставу. Вот в чём смысл этого действия – в воспитании монахов, в благочинии. Но какое отношение это всё имеет к мирянам? Да никакого. Укреплению язычества способствует и только. Ведь есть страны, в которых (страшно сказать) и мёда-то с яблоками нет… Как же им, бедным, быть? Специально импортировать?

Мне попадалась информация, что в Австралии православные освящают плоды на… Сретение Господне, ибо в Южном полушарии плоды поспевают к этому времени. И ничего, живут себе без «яблочного спаса»…

Но у нас никогда не изменится эта традиция. Ибо если отменить все освящения куличиков, яичек, яблочек (а кое-где и мака, четверговой соли и прочих чудес), то кто же нам будет приносить доходы и пропитание?.. Правильно однажды заметил диакон Андрей Кураев: «Церковь живёт на деньги атеистов»…

Кого возмущает подобное попрание освятительной традиции ногами священника, тому напоминаю первые строки моей заметки.

Священник Алексий

https://azbyka.ru/days/p-medov-li-spas

Из вопросов священнику:

Можно ли поминать некрещеного?

Отвечает священник Филипп Ильяшенко, проректор по социальной и миссионерской работе Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ), кандидат исторических наук, г. Москва

Церковь устанавливает очень строгое правило участия человека в священнодействиях. Оно может быть только добровольным, потому что Господь, создавая человека, дал ему не только свой образ, подобие, может быть, внешнее, не только дар слова, не только способность любить или творить – все это богоподобные свойства человека. Не только бессмертие, которое человека утратил в результате грехопадения. Но Он даровал и то, что человек сохранил, и Господь никогда не будет нарушать. Бог дал человеку свободную волю. И настолько высоко поставил Свое творение, человека, так Он его любит и уважает дарованную ему волю, свободу, что даже после смерти мы эту волю нарушить не можем. И если человек в течение своей жизни не захотел быть с Богом, не решился принять святое крещение, то мы не можем его отпевать, не можем писать в Церкви записки на службах о его упокоении. Поминать мы его не можем.

Но это не запрещает любящему человеку о своем умершем некрещеном родственнике или друге молиться. Молиться можно частным образом. И мне кажется, что не только можно, но и должно христианину молиться о своих умерших некрещеными сродниках.

Кроме того, церковное Предание сохранило память о замечательном святом, мученике Уаре, который почитается как молитвенник за усопших, умерших некрещеными. И в Церкви, по благословению священноначалия, совершаются молебны этому святому. Это не молитва о некрещеных, а обращение к мученику Уару. В текстах этого молебна, посвященного мученику Уару, есть просьба о том, чтобы он был заступником. Как некогда он отмаливал некрещеных сродников своей хозяйки, сожительницы. Его житие удивительно: он был домоправителем у одной знатной и богатой женщины, находился с ней во внебрачном, блудном сожительстве, и был человеком совершенно незаурядным. Очевидно, он обладал умениями и способностями, выделяющими его из общей массы настолько, что он смог стать другом своей хозяйки, которая возвысила его вплоть до такого. И однажды они поняли, что их жизнь неправильна, это были времена гонений на христиан. Он отправился в места гонений, потому что ему и его хозяйке захотелось у себя дома иметь мощи святого – тело погибшего за Христа, мученика. Они хотели молиться Богу, просить этого святого мученика молиться о заступничестве перед Богом за их грехи, потому что они поняли, что так жить нельзя. Он уехал со слугами, но увидев подвиг мучеников за Христа, их страдания и стойкость, он вдруг сказал: “Я тоже христианин!” Он был тут же схвачен и замучен. И слуги, которые поехали с ним, привезли своей хозяйке, его госпоже, тело мученика – его самого. Она погребла мощи святого с честью, стала просить о его заступничестве. Просила своего слугу и сожителя, мученика Уара о своих некрещеных сродниках. Из жития мученика Уара мы знаем, что эта молитва была особым образом вознесена Богу, и Он дал понять ей, что молитва услышана.

Таким образом, есть два способа молиться о некрещеных усопших: самим молиться и просить мученика Уара быть заступником за этих людей, умерших некрещеными.

https://foma.ru/chto-mozhno-nekreshhenomu-cheloveku.html