Воскресный листок №01 (354). Какой сейчас год на самом деле? Зачем Пётр Великий поменял летоисчисление? Читать
Воскресный листок №47 (439)

Загадки Евангелия от Иоанна

29.11.2020
Загадки Евангелия от Иоанна

Евангелие от Иоанна часто называют самым загадочным и даже таинственным, а многие важные события из жизни Иисуса Христа – такие, как воскрешение Лазаря – описаны только здесь. Почему это так? И как разгадать загадки этой книги?

Автором четвертого Евангелия считается апостол Иоанн Богослов. Но некоторые ученые говорят, что оно написано чуть ли не во II веке от Р. Х.! Так кто же автор?

(Окончание. Начало в № 46)

Но мысль, что Иисус Христос равен Богу Отцу, только у одного евангелиста Иоанна и звучит. Что же, все христианское богословие опирается на одно это Евангелие?

Вовсе нет. Иоанн Богослов действительно акцентировал эту идею, и у него она выражена особенно ясно. Но и в других книгах Нового Завета достаточно мест, свидетельствующих: во времена апостолов Церковь не сомневалась в божественности Иисуса Христа.

Одно из многих подтверждений тому – слова Христа в Евангелии от Матфея: Приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его. Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем (Мф 16: 27-28). Иисус предстает здесь как Повелитель Ангелов, Судия всех людей и Царь – безусловно, это значит, что Он Бог.

В том же Евангелии от Матфея Иисус увещевает не в меру ревностных законников: Не читали ли вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны? Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма (Мф 12: 5-6).

О божественности Христа постоянно говорит апостол Павел, написавший свои послания еще прежде, чем появились Евангелия. Например: Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа (Гал 1: 11-12). В другом месте Павел пишет, что Христос есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое… всё Им и для Него создано <…> В Нем обитает вся полнота Божества телесно (Кол 1: 15, 16; 2: 9).

И подобных примеров еще множество. Так что евангелист Иоанн не написал ничего такого, чего бы не нашлось в других новозаветных книгах. Он только подчеркнул главное, причем четко обозначил это главное уже в прологе своего Евангелия: И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца (Ин 1: 14).

Почему рассказ о воскрешении Лазаря есть только в Евангелии от Иоанна? Ведь это одно из важнейших чудес, совершенных Христом!

Воскрешение Лазаря – действительно очень важное событие. Хотя Господь Иисус воскрешал мертвых и прежде (дочь начальника синагоги Иаира, сына Наинской вдовы), но там у не веровавших в Него была возможность сказать, что воскрешенные на самом деле просто не успели умереть, впали в летаргический сон или в кому. Лазарь же пролежал в пещере четыре дня, и его тело уже начало разлагаться и смердеть. Христос намеренно задержался в пути, чтобы прийти с опозданием и лишить сомневающихся в Его могуществе последних аргументов.

Это чудо стало последним из совершенных Христом до того, как Его распяли и как Он воскрес. Оживив Лазаря, Он засвидетельствовал, что однажды воскрешены будут все люди – эта мысль выражена в тропаре? праздника Лазаревой Субботы: «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже». Но одновременно Он поставил всех иудеев перед выбором: принять Его как Сына Божия и Спасителя – или окончательно отвергнуть; ведь третьего варианта – сделать вид, что ничего не произошло – уже не было. Слишком явным было чудо, слишком много людей о нем узнало (всё произошло в Вифании, за считанные километры от Иерусалима). Не случайно именно после воскрешения Лазаря первосвященники окончательно решили убить Иисуса. А заодно и Лазаря – живое свидетельство божественной власти Христа.

Именно в силу чрезвычайной важности этого события другие евангелисты о нем и умолчали – так считают многие библеисты! В те времена, когда Матфей, Марк и Лука писали свои Евангелия, Лазарь был еще жив, и упомянуть о нем значило бы вновь подвергнуть его жизнь большой опасности, объясняет Синаксарь Лазаревой субботы. А Иоанн, как мы уже сказали, писал намного позже – видимо, к тому времени Лазарь уже умер (ведь, воскреснув, он не стал бессмертным), и рассказать об этом чуде было уже можно.

Добавим, что рассказ о Лазаре – далеко не единственный, который есть только в Евангелии от Иоанна. Столь же уникальны:

  • рассказ о первом чуде, совершенном Христом, – превращении воды в вино на браке в Кане Галилейской (Ин 2: 1-11);
  • беседа Иисуса Христа с Никодимом о рождении свыше – таинстве Крещения (Ин 3: 1-21);
  • его беседа с самарянкой о том, как правильно поклоняться Богу (Ин 4: 5-42);
  • исцеления расслабленного в Иерусалиме у Овчей купели (Ин 5: 2-15), слепорожденного (Ин 9: 1-41) и ряд других;
  • многие важные беседы – о равенстве Иисуса Богу Отцу (Ин 5: 17-47), о Небесном Хлебе (Ин 6: 25-66)...

Замечено, что Иоанн вообще больше рассказывает о событиях в Иерусалиме, а «синоптики» – о том, что происходило в Галилее. Может быть, дело в том, что с образованным иерусалимским людом Спаситель считал более уместным чаще говорить о Себе Самом, чаще касаться той темы, которая и стала в итоге ключевой для Иоанна: Я и Отец – одно (Ин 10: 30).

Источник: https://foma.ru/zagadki-evangelija-ot-ioanna.html

Святитель Феофан Затворник.
Мысли на каждый день года.

(Еф. 4, 1-6; Лк. 10, 25-37). Вопрошавшему о том, как спастись, Господь с Своей стороны дал вопрос: "в законе что написано? как читаешь?". Этим Он показал, что за разрешением всех недоразумений надо обращаться к слову Божию. А чтоб и самих недоразумений не было, лучше всего всегда читать Божественное Писание со вниманием, рассуждением, сочувственно, с приложением к своей жизни и исполнением того, что касается мыслей - в мыслях, что касается чувств - в чувствах и расположениях, что касается дел - в делах.

Внимающий слову Божию собирает светлые понятия о всем, что в нем, и что около и что выше его: выясняет свои обязательные отношения во всех случаях жизни, и святые правила, как драгоценные бисеры, нанизывает на нить совести, которая потом точно и определенно указывает, как когда поступить в угодность Господу, укрощает страсти, на которые чтение слова Божия действует всегда успокоительно.

Какая бы ни волновала тебя страсть, начни читать слово Божие и страсть будет становиться все тише и тише, а наконец и совсем угомонится. Богатящийся ведением слова Божия имеет над собою столп облачный, руководивший израильтян в пустыне.

Автор:

Юридическая помощь и консультация в нашем храме

Консультации предоставляются ежедневно, по предварительной записи по телефонам:
+7 926 186 21 62
+7 826 209 62 27
Наумов Игорь Викторович

Храм рождества Иоанна Предтечи в Ивановском
ул. Сталеваров, д. 6 111531 Москва Москва
+7 495 300 70 90 info@i-hram.ru