Воскресный листок №39 (391). Значение праздника Воздвижения Креста Господня Читать
Воскресный листок №36 (388)

Видеть свои грехи — не значит заниматься самобичеванием.

08.09.2021
Видеть свои грехи — не значит заниматься самобичеванием.

Объясняет Алексей Осипов

Почему нужно и важно познавать себя, рассказал православный богослов, заслуженный профессор Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов.

Святого Макария Великого за необычайное милосердие к согрешающим современники называли земным Богом. И вот этот человек был послан Богом к двум замужним женщинам — мирянкам.

Макарий пришёл к ним, женщины узнали его, потому что были наслышаны о нём, и пришли в страх и трепет от его появления.

И Макарий спросил у женщин: «Как поживаете?» Они ответили, что живут в непрерывной суете — муж, дети, хозяйство, огород… Называли себя при этом большими грешницами и просили Макария помолиться за них, чтобы им окончательно не погибнуть. Грешнее нас никого на свете нет, беспрестанно уверяли они своего гостя.

Макарий очень удивился всему этому и ушёл в слезах от благодарности к Богу. Господи, научил ты меня тому, чего я не умел. Какое познание себя, какое познание своей греховности, какое смирение… Макарий был удивлён и впечатлён.

Преподобный Исаак Сирин писал:

«Блажен человек, который познает немощь свою, потому что ведение сие делается для него основанием, корнем и началом всякой благостыни».

Что такое познание себя? Это понимание того, что я, оказывается, не могу не осуждать, не завидовать, не лицемерить, не болтать, не пустословить, не врать и много ещё чего не могу.

Познание себя заключается в видении всех тех страстей, которые во мне находятся. Они все во мне есть. И проявляются в зависимости от той или иной жизненной ситуации.

Познание себя — это ещё и познание того, что я сам не могу справиться со страстями и освободиться от них. Могу только воздержаться в определенной степени, но страсти всё равно прорываются наружу.

Познание себя — это и есть путь спасения. Это — главное, что требуется, как для мирянина, так и для монаха... Для любого христианина.

Исаак Сирин пишет, что Богу не нужны ни дела наши, ни заслуги, Богу не важно, кто ты — мирянин, монах или священник… Ему не это нужно. Богу нужно, чтобы мы познавали себя. Богу нужно наше смирение, благодаря которому человек и может уподобиться Богу и принять Бога.

Принять Бога можем только мы сами. Не Он нас, а мы Его примем или не примем. Он только стоит у двери и стучит. Именно об этом мы читаем в Откровении Иоанна Богослова:

«Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною».

Что означает «стучит»? Стучит голосом разума, голосом совести… Человек, поступай по совести, по законам Божьим. А какая у тебя форма жизни — мирянин ты, монах или священник — это вторично.

В монахи, кстати, шли люди, которые хотели освободиться от всех забот, связанных с мирской жизнью. Но для чего освободиться? Не просто освободиться и остаться незанятыми. А освободиться для единственного занятия, которое на языке аскетики называется «умное делание», то есть молитва.

Макарий Великий был послан к женщинам, а Антония Великого отправили в Александрию к обыкновенному сапожнику. Тот, увидев его, ахнул: Антоний пришёл, да ещё требует сказать, как ты угождаешь Богу?

— Ничем, отче, не угождаю. Единственное — шью сапоги и к Господу взываю: «Господи, помилуй!» Потому что все спасутся, один я погибну.

Как только Антоний Великий услышал это, то пал ниц. И ушёл с мыслями: «Господи, насколько же этот сапожник выше меня…»

Почему выше? Потому что уровень духовности человека измеряется мерою смирения.

Игумен Николай Воробьёв пишет, что можно и из гордости исполнять почти все заповеди и в то же время быть врагом Бога, если не приобретешь смирение.

А смирение — это такое состояние, которое приобретается через познание себя.

Так что же такое спасение? Замечательно сказал об этом православный подвижник Петр Дамаскин:

«Первым признаком начинающегося здравия души является видение грехов своих — бесчисленных, как песок морской».

Никому не закрыт путь к спасению. Это может быть такой путь, которому может удивиться даже сам преподобный Антоний Великий, основатель отшельнического монашества.

Источник

Святитель Феофан Затворник.
Мысли на каждый день года.

(1 Кор. 9, 2-12; Мф. 18, 23-35). Притчу о двух должниках Господь заключил такими словами: "Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его". Кажется, такая малость требуется: прости и будешь прощен; а когда прощен, то и в милость принят; а когда в милость принят, то стал участником во всех сокровищах милости. Стало быть, тут и спасение, и рай, и вечное блаженство. И такое великое приобретение за такую малость, что простим!. . Да, малость, но для самолюбия нашего нет ничего тяжелее, как прощать. Ненамеренную какую-нибудь неприятность, тайно причиненную нам, так чтоб никто не видал, мы еще, пожалуй, простим; но чуть что почувствительней да при людях, хоть не проси: нет прощения. Бывают обстоятельства, что хочешь - не хочешь, а высказать неудовольствия нельзя, - и молчишь: но язык-то молчит, а сердце говорит и строит злые планы. Повыссься неприятность еще на одну линию, - и удержа нет: ни стыд, ни страх, ни потери, ничто не удержит. Вскипевшая самость делает человека словно помешанным и поддавшийся ей начинает городить глупости. Такому несчастью больше всего бывает подвержены люди не какие-нибудь, а чем кто цивилизованней, тем чувствительней к оскорблениям, тем меньше прощает. Снаружи отношения иногда все еще остаются гладкими, но внутри решительный разлад. А между тем, Господь требует, чтобы прощали от всего сердца.

Автор:

Юридическая помощь и консультация в нашем храме

Консультации предоставляются ежедневно, по предварительной записи по телефонам:
+7 926 186 21 62
+7 826 209 62 27
Наумов Игорь Викторович

Храм рождества Иоанна Предтечи в Ивановском
ул. Сталеваров, д. 6 111531 Москва Москва
+7 495 300 70 90 info@i-hram.ru