Воскресный листок №39 (391). Значение праздника Воздвижения Креста Господня Читать
Воскресный листок №34 (386)

Успенский пост: новый взгляд

19.08.2021
Успенский пост: новый взгляд

Из года в год нам в глаза бросаются заголовки статей с почти одинаковым названием вроде «Как провести Успенский пост?», но кроме регулярно повторяющихся (бесспорно, важных) слов, мы как будто ничего нового для себя не черпаем… Да и положа руку на сердце, к «летним» постам в нашей стране на современном этапе отношение специфическое: хочется насладиться теплом сполна, отдохнуть, съездить в отпуск куда-нибудь, а может быть, даже и сделать незавершенные дела. Сегодня мы поговорим о том, как провести Успенский пост с неожиданной стороны.

Суть августовского поста сводится к тому, чтобы подготовить себя к празднику Успения Пресвятой Богородицы. А как это сделать? «Вырезать» из рациона все, что не по уставу, в том числе и ягоды до определенного момента, и стремиться посетить все службы значимых праздников, не исключая воскресные дни? Уже чувствуется, что Вы немного напряглись. И это может быть неудивительно, ведь человек не может быть все время как натянутая тетива, нужно изредка и отдыхать. Так вот, пусть грядущий пост, если Вы устали, станет временем подлинного отдыха.

Для начала зададимся вопросом, ответ на который, вроде бы, уже дан выше: а зачем себя ограничивать на целых две недели и опять становиться «тетивой натянутой» еще на целых две недели? Что, праздника без моего усилия не состоится? Легким и приятным становится то, что понятно. Поэтому, рассуждая про Успенский пост, обратимся к его основным вехам, которые, кстати, символически складываются смысловые ступени, идя по которым, мы получаем ответы на вопросы.

Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня

Начинается пост 14 августа, и здесь же мы отмечаем один из праздников, посвященных Кресту Христову. Смотрите: торжество установлено в честь ежегодного события в Константинополе, когда на улицы выносилось Древо Креста Господня для поклонения верующим, больным или опасающимся заболеть. Исцеления искали не у лекарей, а у Бога. Болезнь ведь – как правило, следствие греха, когда наша духовная реальность отражается на физическом состоянии. Потому и осознавшие верующие прибегали к Кресту Христову, чтобы около него получить от Господа прощение грехов и исцеление от недуга. Подорванный иммунитет пытались повысить не морским воздухом и теплым климатом, в котором жили. Христиане искали исцеления перед орудием спасения рода человеческого, через которое Спаситель победил не только болезни, но и смерть.

Так вот, праздник посвящен Кресту, он и открывает пост. Очевидно, что для избавления от накопившейся усталости Церковь призывает нас к тому, чтобы взвалить на свои плечи еще больший груз! Оксюморон, кажется. Но мы же помним слова Христа: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11:28-30). Когда мы чувствуем себя измотанными, отдых, в первую очередь, нужен нашей душе, вопреки расхожему мнению. Иного и быть не может, ведь современная цивилизация построена на культе тела. Духовный мир у нее присутствует, но где-то на втором-десятом плане.

Поэтому, перед постом просто поговорите с Богом. Скажите: «Господи, я устал, мне этот пост может быть тяжек. Но я помню Твои слова о том, что Ты дашь мне силы и покой моей душе. Пожалуйста, помоги мне достойно подготовиться к празднику Успения и покажи ту меру поста, которую мне стоит понести». Это вообще важное правило христианства, что с Богом нужно разговаривать как Отцом, Братом или Другом. Увидите, результаты не заставят себя ждать.

Преображение Господне

19 августа мы отмечаем праздник Преображения Господня. Бывает, что он проходит как-то мимо нас. Ну, Яблочный Спас. Чаще всего средь недели. Хотя мы и понимаем важность праздника, а о его значении, причем не только в сам день торжества, но и вообще по жизни, мы забываем. Там ведь о том, к чему мы должны стремиться ежедневно, может быть, неспеша и без надрыва, но должны. Мы ведь не враги себе. Речь идет о знаменитом обожении, когда человек в течение жизни пытается стать подобным Богу. Праздник потому так и назвали – Преображение – что Господь, Которого апостолы, такие же обыкновенные люди как мы с Вами, представители совершенно разных профессий и ремесел, знали Человеком, открылся им как Бог. Но Спаситель показал ту духовную бессмертную сущность, которая скрывается внутри обожившегося человека. Спаситель не показал, что Таков только Он. Христос, как и всегда в Евангелии, снова приоткрыл нам то, какими мы призваны стать.

Пост служит временем преображения для каждого из нас. Но дело в том, что само собой или после смерти тела оно не случится, потому что это процесс, который мы запускаем уже сегодня. Вспомните знакомых Вам священников, иноков и инокинь, благочестивых мирян, про которых хочется сказать, что это светлые люди. Их лица как будто сияют, а при общении с ними мы чувствуем, как от них исходит душевная теплота. Эти люди уже находятся в процессе преображения, и нам стоит подражать им, как наглядным примерам, без преувеличения, святости.

Преподобный Серафим Саровский говорил, что главной целью христианина является стяжание Святого Духа. Именно посредством Него мы имеем возможность меняться внутренне, приближаясь к подобию Господа. В Успенский пост обязательно обратитесь к Богу с просьбой: «Господи, я слабый и грешный человек, но помоги стать хоть чуточку быть похожим на Тебя. Покажи мне, как я могу это сделать и направь меня тем путем, которым я смогу достигнуть Твоего подобия и хоть немного приблизиться к вратам Небесного Царства».

Успение Пресвятой Богородицы

Итак, если начало поста ознаменовалось очередным призывом взять на себя крест, то есть христианский подвиг, середина его повествовала о том, чем должна была бы быть наша жизнь – процессом активного обожения, то Успение Божией Матери говорит о неизбежном для каждого человека финале в виде разлучения души с телом. Пресвятая Дева смиренно несла Свой крест, согласившись стать Матерью Богочеловека, исполняла послушание Его Родительницы, служила Ему во время проповеди и страдала во время казни Сына. В комментарии праздника нередко приводятся не только сверхъестественные события, сопровождавшие кончину Божией Матери, но и описание отцами первых веков христианства благочестивого образа Богородицы. Ее христианский нрав может быть образцом для подражания как женщинам, так и мужчинам, ведь добродетель сама по себе универсальна.

Так вот, Божия Матерь была настолько кротка и смиренна, что даже в интонациях ее голоса окружающие люди не слышали раздражения или возмущения. Она была поразительно тактична со всеми людьми и добра к каждому без исключения. Она была примером благочестия. И эти таланты Святая Дева раскрыла уже здесь, на земле. К тому же нас призывает и Бог: уподобиться Ему и в нужный час внутренне быть готовыми к переходу в вечность. Правда, готовность эта никогда не наступит, потому что свят только Господь, но наше стремление уже есть процесс обожения. Поэтому, завершая Успенский пост, нам стоит обратиться к Спасителю со словами: «Господи, дай мне сил и мудрости изменить себя в лучшую сторону, чтобы служить ближним и в последний час оказаться готовым ко встрече с Тобой». Один священник однажды сделал любопытное сравнение слова «успение» с «успеть». Действительно, жизнь нужно прожить так, чтобы успеть в Царство Божие, а не пропустить его мимо себя навсегда, как вагон уходящего поезда. И каждый пост – не непосильная ноша, а отдых для души и возможность еще хоть на шаг попробовать приблизиться к Бог в Его образе и подобии.

https://zen.yandex.ru/media/elitsy_media/uspenskii-post-novyi-vzgliad-611201bcba7bfa53f81fa317

Автор:

Юридическая помощь и консультация в нашем храме

Консультации предоставляются ежедневно, по предварительной записи по телефонам:
+7 926 186 21 62
+7 826 209 62 27
Наумов Игорь Викторович

Храм рождества Иоанна Предтечи в Ивановском
ул. Сталеваров, д. 6 111531 Москва Москва
+7 495 300 70 90 info@i-hram.ru