Одну из самых почитаемых православных икон «Троеручица» иногда ошибочно воспринимают как «Богородицу с тремя руками». Это не может не вызывать смущения и удивления. На самом деле, конечно же, руки у Богоматери две. А сам образ не имеет никаких противоречий с церковными канонами.
Икона «Троеручица»
Икона «Троеручица» относится к наиболее распространенному иконографическому типу Одигитрия. На нем Пречистая Дева держит Младенца Христа одной рукой, а другой указывает на Него как на Спасителя мира. Хорошо известный образ дополнен необычной деталью — еще одной рукой, появление которой имеет свою историю.
Начало почитания этой иконы связывают с именем преподобного Иоанна Дамаскина, богослова, гимнографа и учителя Церкви VIII века. В период иконоборчества — общественно-политического движения в Византии против почитания икон — он написал три трактата в защиту святых изображений. Будучи подданным Дамасского халифата, а не Византии, Иоанн не мог быть осужден за это византийским императором-иконоборцем Львом III. Но император все же нашел способ отомстить святому. Он оговорил Иоанна, который занимал высокий государственный пост, перед халифом, и тот осудил своего сановника. Святому отрубили кисть правой руки. Согласно преданию, Иоанн забрал кисть и, приложив ее к ране, молился перед иконой Божьей Матери. Затем он задремал. Во сне страдальцу явилась Богородица и велела и дальше использовать исцеленную руку на благо Церкви. Когда святой проснулся, рука была цела и невредима. В благодарность преподобный Иоанн заказал отлитую из серебра руку и приложил ее к образу.
Так что рука, которую мы видим на иконе «Троеручица», не рука Богоматери, а дар в память о совершенном Ею чуде.
С ХIV века древняя чудотворная икона находится на Афоне, в сербском монастыре Хиландар. В течение нескольких столетий в обители не было должности игумена, и считалось, что всем управляет Сама Богородица. До того как в конце ХХ века тут были возобновлены выборы игумена, монахи с молитвой шли к «Троеручице» для решения сложных вопросов.
Описание иконы «Троеручица»
Древняя святыня, хранящаяся на Афоне, — это деревянная двусторонняя икона высотой около метра. На оборотной стороне сохранилось изображение святителя Николая. В отличие от большинства икон типа Одигидрия, на иконе «Троеручица» Богородица держит Младенца правой рукой, а указывает на Него левой. Взгляд Пречистой устремлен вперед, на молящихся. Христос смотрит на Мать.
Интересно, что в описаниях иконы «Троеручица» в ризе* (*Риза, или оклад, — накладное украшение на иконах, покрывающее всю доску поверх красочного слоя, кроме нескольких значимых элементов, как правило, самого лика и рук изображенного) и без нее расположение третьей руки будет разным. Сейчас она находится в левом нижнем углу. Там ее поместили на сделанном в XIX веке окладе. Но если рассматривать фотографию образа без оклада, то на живописной поверхности можно заметить следы от нескольких вотивных (т. е. сделанных в знак данного перед Богом обета или благодарности) даров, в том числе кисти, напоминающей о произошедшем в VIII веке чуде. Она располагалась под левой рукой Девы Марии.
Ближе к этому месту рука нередко располагается и на списках с оригинальной иконы. При этом на копиях русских иконописцев ее часто изображали не как приложенную, а как живую, принадлежащую Богоматери. Несмотря на то, что в 1722 году Святейший Синод издал указ, требующий не писать «иконы противные естеству, истории и самой истине», в том числе «образ Богородицы с тремя руками», в таком виде «Троеручица» встречается довольно часто.
Значение иконы «Троеручица»
Не запутаться, где чья рука, помогает понимание значения иконы «Троеручица». Само название Одигитрия (Путеводительница) и иконография этого образа напоминает, что Богородица указывает верующим путь к спасению. Одной рукой Она держит Младенца, Которому предстоит стать Спасителем мира, а другой — указывает на Него. Третья, дополнительная, рука, отлитая из металла, была добавлена на икону преподобным Иоанном Дамаскиным. Эта деталь рассказывает историю защитника святынь от иконоборцев.
Как уже было сказано, гнев императора-иконоборца Льва III, оговорившего богослова перед халифом, был вызван его работой «Три защитительных слова против отрицающих святые иконы», в которой преподобный Иоанн разделяет поклонение Богу и почитание святынь. Чудо, последовавшее за молитвой к Богородице, подтвердило правоту автора. Так что в образ Богородицы «Троеручица» заложено несколько значений. Это подтверждение истинности иконопочитания и радость от возможности видеть перед собой изображение Матери Божьей, молиться Ей и получать от Нее ответ на молитву.
Особое значение иконе «Троеручица» придают в афонском монастыре Хиландар, где она до сих пор находится рядом с игуменским троном.
История иконы
Хотя история иконы, согласно преданию, начинается в VIII веке, некоторые искусствоведы датируют находящийся на Афоне образ XIV веком, то есть примерно тем временем, когда он туда попал. Вероятно, древний оригинал был утерян, и это уже список иконы, принадлежавшей преподобному Иоанну Дамаскину. Считается, что святой сам принес ее в Лавру Саввы Освященного неподалеку от Иерусалима, когда принял в ней иночество. Оттуда в ХIII веке икона была передана в Сербию. А в афонский монастырь, по легенде, «Троеручица» приехала на ослике. То ли последний сербский царь возил икону перед войском, но однажды ослик вместе с ней пропал и чудесным образом оказался перед воротами далекой обители, основанной сербами. То ли верующие, когда страна оказалась под турецким владычеством, спасали святыню от поругания и, помолившись, положили ее на спину животного, а ослик сам нашел дорогу к Хиландару. В любом случае с XIV века «домом» иконы стал этот афонский монастырь.
Интересно, что в Белой церкви Каранской (Сербия) есть фреска, датируемая примерно 1340 годом. Богородица с Младенцем запечатлена в полный рост, а под Ее левой рукой изображена еще одна, в точности такая же. Очевидно, сербский живописец знал историю «Троеручицы», но не был знаком с оригиналом.
В XVI веке один из списков оказался в Троянском монастыре в Болгарии. В 1661 году другая копия прибыла в Москву. Тогда же по мере умножения списков иконы стало распространяться требование при их изготовлении — во избежание путаницы и «соблазнения» народа — серебрить третью руку.
Молитва «Троеручице»
Вспоминая удивительную историю преподобного Иоанна Дамаскина, верующие с любой своей нуждой могут обратиться к Матери Божьей перед Ее иконой. Но, стоя перед этим образом, не нужно забывать, что это не молитва «Троеручице» как «трехрукой помощнице», а обращение к Пречистой Заступнице, на иконе Которой необычное изображение кисти — лишь напоминание о том, на какие невероятные чудеса способен Господь. Молиться перед «Троеручицей» можно любой известной молитвой, своими словами или используя специально составленные тексты.
Тропарь, глас 4
Яко звезда светозаряющая, из Сербии на Афон чудесно прииде всечестная икона
Твоя Троеручица, юже обитель Хиландарская благоговейно восприемши, яко Божественный дар свыше, прославляет Тя, Владычицу, и умильно вопиет: не остави милость Твою от нас, но пребуди с нами во веки.
Кондак, глас 3
Дева днесь благоволение к нам являет, Гора же Афон благодарение Ей приносит,
Ангели и иноцы славословят, Троеручица из Сербии чудесно путешествует: нас бо ради
прииде и вселися во святую обитель Хиландарскую.
Молитва Пресвятой Богородице пред иконой «Троеручица»
О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, велие чудо святому Иоанну Дамаскину явившая, яко веру истинную — надежду несумненную показавшему! Услыши нас, грешных, пред чудотворною Твоею иконою усердно молящихся и просящих Твоея помощи: не отрини моления сего многих ради прегрешений наших, но, яко Мати милосердия и щедрот, избави нас от болезней, скорбей и печалей, прости содеянныя нами грехи, исполни радости и веселия всех, чтущих святую икону Твою, да радостно воспоем и любовию прославим имя Твое, яко Ты еси от всех родов избранная и благословенная во веки веков. Аминь.