Воскресный листок №09 (362). Как не погрешить в храме? Объясняет богослов Алексей Осипов Читать
Воскресный листок №51 (353)

Смирение не означает покорность или раболепство

25.12.2020
Смирение не означает покорность или раболепство

Объясняет Алексей Осипов

Алексей Ильич Осипов - православный богослов, профессор Московской духовной академии, доктор богословия, педагог, публицист, писатель, проповедник.

Как отличить смирение от человекоугодничества? Объясняет профессор Алексей Осипов.

Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять, что такое смирение. Мы видим только внешние формы смирения и не отличаем смирение от смиренничества.

У Аввы Дорофея был сподвижник – монах. И как-то его сильно обругали другие монахи, а тот даже бровью не повёл. И Авва Дорофей спросил его: «Как ты достиг такого смирения, чтобы на такую брань не ответить?». Монах ответил: «Чтобы я этой скотине еще и отвечал что-то?». И Авва Дорофей ужаснулся от того, с чем соприкоснулся.

Что такое смирение? К примеру, я принял решение больше не грешить. И тут меня кто-то толкнул, это вызвало у меня раздражение. Меня кто-то обманул, и я разозлился. Сел за стол и объелся. И схватился за голову: «Я же принял решение не грешить!». И тут я начинаю видеть, насколько я слаб, насколько я не могу справиться с самыми элементарными вещами.

Есть замечательное высказывание одного подвижника: «Тщательное понуждение к исполнению Евангелия открывает человеку его немощность». Пока я не принимал этого решение (не грешить), я думал, что я - хорош. Я думал, что как только я захочу его принять – так стану святым в мгновение ока.

Смирение – это реальное видение моего реального состояния – что находится в моей душе, и что я могу сделать. Не мечтательно, а на самом деле.

Вот это понуждение себя решимостью жить по заповедям Евангелия показывает, кто я есть, и создает эту атмосферу души, в которой я понимаю, кто я есть на самом деле. Это и есть смирение.

Причем это качество замечательно тем, что оно не позволяет мне осуждать других людей. Потому что, когда я вижу, что я не могу с собой справиться, то как же я могу осуждать другого? Разве в больнице больные осуждают друг друга? Разве такое бывает?

Когда человек становится на путь христианской жизни и пожелает жить по-христиански, он очень скоро приходит к пониманию, кто он есть на самом деле. Это состояние видения себя.

Почему смирение так велико? Почему оно так ценится? Потому что я начинаю понимать, что я не могу, и что если бог меня не спасёт, то что со мною будет? Я приобрел то величайшее состояние - веру во Христа, которое есть спаситель.

Вот когда начинается христианство в человеке, а не потому что меня окрестили в младенчестве или когда меня причастили. Христианство начинается, когда я убедился, что мне нужен спаситель. Вот что такое смирение.

А человекоугодничество – это совсем другое. Я-то знаю, что я - хороший, а он – дрянь такая. Ну, ладно, я немножечко похожу перед ним на цыпочках. А тем более, если это начальство. Тут уж совсем невозможно… Это лукавство и лицемерие, а не смирение.

Как правильно понять, что кроется за понятием «смирение», и каким образом оно достигается, рассказал профессор Московской духовной академии Алексей Ильич Осипов.

Смирение – понятие серьёзное, принципиальное крайне важное. С ним, к сожалению, столько путаницы, «благодаря» атеистической пропаганде, а подчас просто невежеству... Когда под смирением подразумевают покорность, раболепство или человекоугодничество.

Под смирением кроются совсем другие вещи. Причём такие, которые на первый взгляд и представить себе трудно. Христос говорил:

«Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем».

И этот кроткий и смиренный берёт кнут и изгоняет из храма продающих и покупающих. Кнутом изгонять торгующих и опрокидывать столы. Поразительно! Что же такое смирение?

Смирение – это не внешние характеристики, о которых я сказал ранее. Смирение – это то внутреннее состояние, которое возникает в человеке из реального видения своих духовных сил в борьбе с грехом, со страстями.

Смирение рождается из познания себя. В какой степени я, действительно, могу противостоять всему тому, что является грехом и злом с христианской точки зрение. В какой степени я могу себя понудить к тому, что является добром в христианстве? Каким образом я это узнаю? Как я могу прийти к этому?

У преподобного Симеона Нового Богослова есть такие слова:

«Тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека его немощи».

То есть открывает человеку его подлинные силы. Я не могу не объесться, сев за стол. Я не могу не ответить на оскорбление. Если не отвечу словом, то отвечу в мыслях.

Тщательное исполнение, то есть понуждение себя к жизни по заповедям открывает мне подлинную картину моих сил, моего духовного состояния. Оказывается, оно очень плачевное. Вот здесь постепенно открывается видение самого себя. И в человеке зарождается то чувство, то состояние, которое называется смирением.

Оно имеет много ступеней. То, о чём я говорю сейчас – это самое первичное. О нём хорошо сказал преподобный Пётр Дамаскин:

«Первым признаком начинающегося здравия души является видение своих грехов бесчисленных, как песок морской».

Можно было бы предположить, что это видение бесчисленных грехов своих может вызвать в человеке отчаяние. Но… Если человек я живу по заповедям Христовым и по Евангелию, параллельно тому, как открываются моему взору мои немощи, идёт ко мне помощь Божья, любовь Божья. Эта любовь мне помогает, исцеляет, питает.

И чем больше открывается бездна падений, присутствовавшая во мне, тем с большей силой открывается во мне любовь Божья, охраняющая и согревающая меня.

Апостол Павел говорил: «Трижды я молился, чтобы Бог отнял у меня ангела сатанина, который пакости деял». До сих пор толкователи в недоумении, что за ангел сатанин? То ли падучая была у него, то ли страсть какая его одолевала? И каков же был ему ответ:

"Достаточно с тебя благодати моей, ибо сила моя в немощах совершится".

По мере вот этого смирения Бог только и может приблизиться к человеку. Вы понимаете, в чём дело? Пока действует моё «Я», мы словно говорим: «Господи, отойди, без тебя справлюсь».

Помните, как было в битве при Калке? Русские князья потерпели страшное поражение от передового отряда монгольских войск. Каждый из князей рассчитывал в одиночку справиться с неприятелем. Выходил со своей дружиной, её всю перемалывали, выходил следующий... И так один за другим выходили князья и погибали. Вот, что такое "Я". Я сам.

Так же и здесь. Бог не может подступиться к человеку, пока есть его «Я». Захочу и не буду пить. И идёт сам на борьбу с этой страстью по широкой дороге. Если он захочет… Если он так говорит, он никогда не перестанет пить.

Смирение – это важнейшая категория духовной жизни. Только объективное осознание без самооправдания открывает доступ действия Бога в мою сторону.

Проф. А. Осипов
https://alexey-osipov.ru/books-and-publications/stati/

Автор:

Юридическая помощь и консультация в нашем храме

Консультации предоставляются ежедневно, по предварительной записи по телефонам:
+7 926 186 21 62
+7 826 209 62 27
Наумов Игорь Викторович

Храм рождества Иоанна Предтечи в Ивановском
ул. Сталеваров, д. 6 111531 Москва Москва
+7 495 300 70 90 info@i-hram.ru