Воскресный листок №15 (523). Значение поста по отношению к падшим духам. Читать
Воскресный листок №16 (369)

Шестопсалмие. покаяние пред лицом Божиим

19.04.2021
Шестопсалмие. покаяние пред лицом Божиим

Как совершается шестопсалмие

Шестопсалмие – очень строгая часть богослужебного круга, которая читается в начале каждой утрени, кроме дней Светлой седмицы. В это время свет во всём храме гаснет и к центральному аналою спускается чтец. Он берёт в руки горящую свечу, открывает «Часослов» и возглашает: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». С этого стиха начинается чтение шести избранных псалмов. После чтения первых трёх из них на амвон выходит священник, становится лицом к царским вратам и тихо читает 12 особых утренних молитв.

3-й, 37-й и 62-й псалмы шестопсалмия отделяются от 87-го, 102-го и 142-го псалмов чтением «Славы»: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веков, аминь; Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава тебе Боже (трижды); Господи, помилуй (трижды), и вновь «Слава, и ныне». Таким же образом чтение и заканчивается. Псалмы этой части богослужения неспроста взяты из разных частей «Псалтири». Это указание на давнюю монашескую традицию полностью прочитывать «Псалтирь» за ночь.

Постепенно число читаемых на утрене псалмов сократилось до 12-ти. А к VII веку их осталось и вовсе шесть. Церковный устав предписывает слушать шестопсалмие с особым вниманием, не разговаривая и не передвигаясь по храму: «Когда глаголется шестопсалмие, тогда подобает со вниманием слушанию прилежать: так как псалмы исполнены покаяния и умиления. Глаголем же сии псалмы с благоговением и страхом Божиим, будто с самим Господом невидимо беседующие, и молясь о грехах наших. И да не решится кто-либо шептать…».

От начала мира к его концу

В Византийской церковной традиции все богослужения и их отдельные элементы имеют определённую символическую трактовку, а иногда и не одну. Это справедливо и для шестопсалмия. Вечерня олицетворяет собой вечер последнего дня творения, когда Бог почил от всех дел своих, «ночь человечества», в которой люди оказались после грехопадения и до пришествия в мир Спасителя, а также Вифлеемскую ночь, в которой Богомладенец родился на радость всего мира.

Шестопсалмие открывается «славословием ангелов», которое слышали пастухи в Вифлееме. Священник на амвоне, читающий за нас 12 молитв, как раз и изображает для нас Христа, пришедшего в мир по молитве чтеца, который в своём лице представляет всех праведников человечества. Во всех шести псалмах упоминаются ночь и утро, покаяние за грехи и радость по случаю встречи с Богом.

С другой стороны шестопсалмию даётся и иная трактовка. Преподобный Паисий Святогорец считал, что оно символизирует Страшный Суд Божий и определение окончательной участи каждого человека: «хорошо, если во время чтения шестопсалмия ум идет на час Страшного Суда. Шестопсалмие занимает шесть-семь минут. После первой статии мы даже не крестимся, потому что Христос придет сейчас не для того, чтобы распяться, но явится миру как Судия».

О чём говорится в шестопсалмии?

В 3-м псалме царь Давид ликует, когда чувствует на себе любовь и заботу Творца: «Но Ты, Господи, щит предо мною, слава моя, и Ты возносишь голову мою. Гласом моим взываю к Господу, и Он слышит меня со святой горы Своей. Ложусь я, сплю и встаю, ибо Господь защищает меня. Не убоюсь тем народа, которые со всех сторон ополчились на меня». И всё это – несмотря на опасность, в которой находился Давид в момент написания псалма, так как бежал от войск своего восставшего сына Авессалома.

И чем более христианин подвергается гонениям, тем более в нём укрепляется упование на Бога. Так, 62-й псалом был написан святым пророком Давидом, когда на него ополчился предыдущий царь Израиля Саул: «Я вспоминаю о Тебе на постели моей, размышляю о Тебе в ночные стражи, ибо Ты помощь моя, и в тени крыл Твоих я возрадуюсь; к Тебе прилепилась душа моя; десница Твоя поддерживает меня. А те, которые ищут погибели душе моей, сойдут в преисподнюю земли; сразят их силою меча; достанутся они в добычу лисицам».

По мысли праведного псалмопевца главное – всегда помнить о Боге и быть праведным в его очах. Ведь Господь любит нас в любую минуту, но при совершении греха человек сам своим волевым решением отсекает себя от этой любви и благодати Божией и тогда его постигает страшнейшее чувство богооставленности:

«Ты положил меня в ров преисподний, во мрак, в бездну. Отяготела на мне ярость Твоя, и всеми волнами Твоими Ты поразил меня» (Пс. 87, 7-8).

Интересные факты о шестопсалмии

При чтении шестопсалмия, в конце некоторых псалмов, особые избранные стихи из них повторяются, чтобы дополнительно привлечь внимание слушающих. В древности они громко пелись всеми предстоящими в храме.

Все избранные псалмы относятся ко времени жизни царя и пророка Давида и изображают праведника, преследуемого врагами. Также все они содержат указания на грядущее явление Мессии. Грустные псалмы в шестопсалмии поставлены на чётных местах и чередуются с радостными. В западных монашеских уставах, а также в уставе Армянской церкви количество псалмов этой части утрени ещё более сокращено и могло бы называться «четверопсалмием».

В шестопсалмии как бы компактно поместилась вся православная аскетика. Весь опыт следования христианина богоустановленным духовным законам. Регулярно слушать и осмыслять эти псалмы полезно каждому верующему. Особенно в период Великого поста, когда все мы хотим очистить покаянием наши души, чтобы достойно встретить Воскресшего Господа.
Автор:

Юридическая помощь и консультация в нашем храме

Консультации предоставляются ежедневно, по предварительной записи по телефонам:
+7 926 186 21 62
Тарасов Игорь Викторович

В храме Рождества Иоанна Предтече в Ивановском г. Москвы просветительское собеседование перед совершением таинства Святого Крещения и таинства Венчания проводится ежедневно, кроме понедельника в 18 час. 20 мин.

Храм рождества Иоанна Предтечи в Ивановском
ул. Сталеваров, д. 6 111531 Москва Москва
+7 495 300 70 90 info@i-hram.ru