Воскресный листок №15 (523). Значение поста по отношению к падшим духам. Читать
Воскресный листок №13 (417)

«Радуйся, живоносный Кресте»: Комментарий к самоподобну службы крестопоклонной недели

27.03.2022
«Радуйся, живоносный Кресте»: Комментарий к самоподобну службы крестопоклонной недели
Третья неделя Великого поста – Крестопоклонная: в воскресенье совершается торжественное изнесение Креста из алтаря и поклонение ему верующих. Предлагаем читателям сайта Православие.Ru богословско-филологический комментарий к самоподобну службы Крестопоклонной недели.

В православной традиции в третье воскресение Великого поста происходит торжественное изнесение Честного и Животворящего Креста Господня из алтаря в центр храма для поклонения. После Крест остается в центре храма на протяжении всей седмицы. Считается, что Крестопоклонная неделя является самым торжественным днем Святой Четыредесятницы.

Подобный чин совершается в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня и в день памяти Происхождения (Изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня.

Празднование в честь Животворящего Креста Господня в середине Великого поста связано с перенесением подножия Креста из сирийского города Апамеи в Константинополь при императоре Юстине, о чем свидетельствуют рукописи Иерусалимской библиотеки XIII века.

Богослужебные тексты третьей недели Великого поста красивы и возвышенны. Они изобилуют художественной персонификацией, аллегорией и противопоставлениями. Стоит проанализировать яркий пример употребления персонификации в богослужебном тексте – самоподобен «Радуйся, Живоносный Кресте».

Самоподобен (греч. αύτόμελον) – богослужебное песнопение, имеющее свою собственную метрику, мелодию и выступающее образцом для других.

Знаменитые стихиры Кресту «Радуйся, Живоносный Кресте», написанные по образцу самоподобна пятого гласа «Радуйся, постников похвало», приводят нас к воспоминаниям о Крестной смерти Спасителя и одновременно о торжестве и победе над ней через Воскресение.

Церковнославянский текст самоподобна службы таков:

«Радуйся, Живоносный Кресте, благочестия непобедимая победа, дверь райская, верных утверждение, Церкве ограждение, имже тля разорися и упразднися, и попрася смертная держава, и вознесохомся от земли к небесным: оружие непобедимое, бесов сопротивоборче, слава мучеников, преподобных яко воистину удобрение, пристанище спасения; даруяй миру велию милость».

Радуйся

Самоподобен начинается со слова «радуйся» – древнего приветствия, которое можно соотнести с современным «здравствуй». Так люди обращались друг к другу при встрече или в начале письма. Этим одушевленным обращением автор делает акцент на величии Креста Господня.

Стихира Крестопоклонной недели начинается с исключительно личного обращения ко Кресту как к живому существу, которое способно слышать молитвы и отвечать на них, что может смутить некоторых верующих.

Стоит заметить: подобный гимнографический прием одушевления Креста Господня не был характерен для богословия древних отцов Церкви. Однако Православная Церковь в богослужебных текстах и богословской литературе имеет опыт молитвенного обращения ко Кресту яко одушевленну. Подобный прием также встречается, например, в службе Прощеного воскресенья, где автор от лица изгнанного Адама обращается к райскому саду: «Шумом листвий твоих Содетеля всех моли».

Это в очередной раз показывает возможность такого гимнографического приема.

Крест, носящий жизнь

Продолжая одушевленное обращение ко Кресту, автор называет его «Живоносным», что в переводе с церковнославянского обозначает «носящий в себе жизнь». После грехопадения в мире появляется смерть. Здесь же Крест именуется не просто носящим в себе жизнь, но является прообразом райского древа жизни.

Мы становимся непосредственными сопричастниками той великой благодати, которой были удостоены Адам и Ева в раю, имея возможность вкушения плода от древа жизни, ведь Крест – это символ триумфальной победы жизни над смертью.

Крест – радость Церкви

«Благочестия непобедимая победа». Прежде всего стоит сказать, что «непобедимая победа» – это оксюморон, то есть стилистическая фигура речи, которая объединяет слова с противоположным, взаимоисключающим значением, использование которой в данном случае особенным образом подчеркивает величие Креста Господня.

Вся христианская жизнь в ее подлинном смысле – вечная борьба с диаволом, грехами, миром. И целью этой борьбы является победа над грехом и достижение Царствия Божия. В христианской мысли Крест и поклонение Кресту – это всегда победа. Причем победа в наивысшем смысле этого слова – «непобедимая победа».

Ее можно понимать как победу над внешним, физическим врагом. Так, например, Константин Великий одерживает победу над Максенцием после явления на небе Креста и впоследствии нанесения его воинами на щиты – как знак покровительства над ними христианского Бога.

Это можно толковать и как победу над врагом духовным, то есть нечистой, бесовской силой. Достаточно вспомнить икону «Сошествие Христа во ад», где изображен Христос, стоящий на Кресте, под которым побежденный ад. Христос разбивает оковы ада Своим Распятием на Честном и Животворящем Кресте.

«Дверь райская». Церковь богословствует о Кресте как о райской двери. Крест отворяет заключенный рай и вводит в него благоразумного разбойника (см.: Лк. 23: 42–43), который уверовал в Спасителя. Такую же возможность после Крестной смерти и светлого Воскресения Иисуса Христа имеет каждый человек.

«Верных утверждение». В Новом Завете «верными» называются все уверовавшие во Христа. Слово «утверждение» (греческое στηριγμός) обозначает поддержку и внутреннюю, душевную твердость. Святой апостол Петр увещевал в своем письме:

«Итак, вы, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения (2 Пет. 3: 17).

Крест Христов является не только дверью, но и вспомогательным, поддерживающим, дающим силу помощником в деле достижения Царствия Небесного.

«Церкве ограждение». Собрание верующих есть Церковь Христова, которой необходима защита, ограждение. Грехи человеческие ослабляют земную Церковь, а Крест является стеной – именно в этом значении употреблено слово «ограждение» – греческое περιτείχισμα. Крест – та стена, которая ограждает Церковь от козней диавольских.

Вознеслись от земного к небесному

Стихира говорит о подверженности тлению человека и о победе Христа над смертью, показывая великую силу Креста Господня: «Тля разорися и упразднися».

«Тля» («тление») в греческом оригинале данной стихиры используется в форме φθορά – подверженность человека таким страдательным состояниям, как жажда, голод, физическая усталость, боль и т.д.. Сила Креста Господня дает людям не только поддержку, но и вместе с этим разрушает и уничтожает немощи, которым человечество стало подвержено после грехопадения.

втор самоподобна напоминает молящимся, что Иисус Христос через крестные страдания и мученическую кончину, смерть и тление дает каждому человеку возможность ходить в обновленной жизни и возродиться к «наследству нетленному, чистому, неувядаемому» (1 Пет. 1: 4).

Смерть Спасителя на Кресте разрушила иную смерть:

«Господь Своим пришествием воскресил нас, умерших от грехов, и оживотворил, попрал, то есть разрушил, унизил двоякую смерть, смерть греха и смерть плоти», – говорит святитель Иоанн Златоуст.

Иисус Христос возносит нас Крестом «от земли к небесным», давая возможность каждому человеку из греховного состояния достичь Царствия Небесного.

Оружие непобедимое, пристанище спасения, даруяй миру велию милость

Завершается самоподобен словами: «Слава мучеников, преподобных яко воистину удобрение, пристанище спасения, даруяй миру велию милость». Смысл данных слов заключает в себе одну из самых главных христианских истин о том, что не только для мучеников и преподобных Крест имеет такое значение, но и для всех спасающихся людей.

Здесь говорится о силе Креста, он называется непобедимым оружием против греха, против силы бесовской: Крест – «бесов сопротивоборче». И снова Крест выступает как живой, противодействующий бесовской силе.

Уже в самом конце самоподобна, в его третьей, эпилогической части автор через прославление непобедимой силы Креста Господня подводит молящихся к торжественному прославлению сонма мучеников, преподобных и всех святых.

Крест – «слава мучеников», поскольку они, пострадав за Христа, уподобились его Крестным страданиям и страшному Распятию, чем и восприняли славу, подобную славе Воскресения Христа.

Крест – «преподобных удобрение», украшение Церкви Христовой. Он – «пристанище спасения» и спасение всех переживающих трудные обстоятельства.

Завершающая, просительная часть стихиры вписывает прославление Креста в богослужебное время: это просьба в середине Великого поста о даровании великой и благой милости.

***

Животворящему Кресту Господню посвящено множество молитв, песнопений, которые непрестанно славят Крест Христов как центр духовной жизни, мироздания и спасения всех верующих, связывая его с новыми образами и символами.

Лариса Маршева, Иоанн Щербенко
https://pravoslavie.ru/138422.html

Автор:

Юридическая помощь и консультация в нашем храме

Консультации предоставляются ежедневно, по предварительной записи по телефонам:
+7 926 186 21 62
Тарасов Игорь Викторович

В храме Рождества Иоанна Предтече в Ивановском г. Москвы просветительское собеседование перед совершением таинства Святого Крещения и таинства Венчания проводится ежедневно, кроме понедельника в 18 час. 20 мин.

Храм рождества Иоанна Предтечи в Ивановском
ул. Сталеваров, д. 6 111531 Москва Москва
+7 495 300 70 90 info@i-hram.ru