Воскресный листок №26 (534). Преподобный Иустин Попович: человек может стать и богом, и дьяволом Читать
Воскресный листок №26 (534)

Преподобный Иустин Попович: человек может стать и богом, и дьяволом

30.06.2024
Преподобный Иустин Попович: человек может стать и богом, и дьяволом
Преподобный Иустин Попович — выдающийся сербский богослов, философ, иеромонах и практически наш современник, чей жизненный путь и духовные труды оказали глубокое влияние на современное православное богословие и духовную жизнь верующих. Его наследие продолжает вдохновлять тысячи православных людей по всему миру, побуждая их к более глубокому вхождению в суть христианской веры.

Ранние годы и образование

Иустин Попович родился 25 марта 1894 года в городке Вране на юге Сербии, в семье православного священника. С детства его отличала любовь к Богу и Церкви, что определило его дальнейший жизненный путь. Он окончил духовную семинарию в Белграде, а затем продолжил обучение в университетах России, Греции и Великобритании. Такое разностороннее образование позволило ему не только глубоко понять православное богословие, но и познакомиться с различными культурными и философскими традициями.

Монашеский путь и духовные труды

В 1920 году Иустин Попович принял монашеский постриг и полностью посвятил свою жизнь служению Богу. Его монашеская жизнь была наполнена аскетическими подвигами, молитвой и глубокими богословскими размышлениями. Он служил в различных местах, где проявил себя как глубокий духовный наставник и богослов, преподавал в семинариях, некоторое время был профессором догматического и сравнительного богословия в университете в Белграде.

Преподобный Иустин прошел через подвиг исповедничества и страданий за свою веру. По окончании Второй мировой войны, после прихода к власти коммунистов он был изгнан из университета и заключен в тюрьму в Белграде. Его хотели казнить как «врага народа», однако благодаря заступничеству патриарха Гавриила, незадолго перед этим освобожденного из концлагеря Дахау, отец Иустин избежал смерти и вскоре был выпущен из заключения. Его последнее место служения — монастырь Челие, где он более тридцати лет нес послушание духовника и окончил свои дни. По имени монастыря преподобного Иустина часто называют Челийским.

Отцу Иустину принадлежат многочисленные труды, написанные в разных жанрах, среди которых особое место занимают богословские и философские сочинения. Один из наиболее значимых его трудов — «Жития святых» в 12 томах, в которых он с глубоким знанием и любовью описывает жизни великих подвижников Церкви. Эти жития стали важным источником вдохновения для многих людей, стремящихся к подражанию святым в своей жизни.

Апологетика и богословие

Одной из ключевых тем в трудах Иустина Поповича была борьба с секуляризмом и новомодными псевдорелигиозными течениями, которые, по его мнению, подрывали основы христианской веры и народного благочестия. Он яростно выступал против попыток адаптировать христианство к современным светским стандартам, утверждая, что оно должно оставаться верным Евангелию и вечным истинам, хранителем которых является Священное Предание.

Иустин Попович критиковал западную цивилизацию за материализм и утрату духовных ценностей. Он противопоставлял западному рационализму и прагматизму духовное богатство и мистическую глубину православия. Его апологетические труды направлены на защиту православной веры от влияния секулярного мира и на утверждение ее уникального духовного содержания.

В отношениях между человеком и Богом, человеком и другими людьми, человеком и мирозданием преподобный Иустин на первое место ставил любовь. По его убеждению, только любовь может привести человека к познанию истины, дать подлинную свободу и восстановить в нем целостность, разрушенную грехом, помочь достичь цели, стоящей перед ним. Цель же человеческой жизни — стать Богом по благодати, и достигается она только через Христа, истинного Бога и совершенного Человека, учил отец Иустин. Только в личности Христа обретает значимость и реализацию личность каждого человека. Одним из терминов, которыми пользовался преподобный Иустин для выражения этой мысли, было «охристовление».

Большое значение в своих трудах преподобный Иустин придавал свободе человека. При этом истинной свободой он называл свободу от зла и греха, свободу, которая роднит человека с Богом.

«В действительности существует лишь одна свобода — святая свобода, — писал он. — Это та Христова свобода, которой Он нас освободил от греха, от зла, от дьявола. Она связывает с Богом Единым и Истинным. Все другие свободы неистинны, призрачны, ложны, т. е. на самом деле, все они — рабство, каторга». При этом свобода как таковая — опасный и ответственный дар. «Человек в этой свободе может стать богом по благодати, но может стать и дьяволом по добровольному злу», — предупреждал отец Иустин.

Очень важно, что все размышления преподобного Иустина были не отвлеченным теоретизированием, а результатом его духовного опыта, его личной аскезы. Его жизненное кредо — мысль, взятая у святителя Григория Богослова, — было написано на первой странице настольного Евангелия: «Надобно прежде самому очиститься, потом уже очищать; умудриться, потом умудрять; стать светом, потом просвещать; приблизиться к Богу, потом приводить к Нему других; освятиться, потом освящать». Важной составляющей жизни преподобного Иустина была молитва, которую он называл «дыханием души». «Ею (молитвой. — Ред.) вдыхается небесный воздух; небесное добро, все, что божественно, бессмертно и вечно. Она — первое условие здравия души; без нее проказа души разъедает душевную ткань, и она тлеет, пока совсем не истлеет во зле, во грехе».

Кончина и канонизация

Иустин Попович скончался 7 апреля 1979 года. В 2010 году он был канонизирован Сербской Православной Церковью, что стало признанием его духовного подвига, выдающегося вклада в православное богословие и духовную жизнь. Жизненный пример отца Иустина служит напоминанием, что истинное христианство требует не только веры, но и деятельной любви, самоотверженности, постоянной жажды правды и истины. А его труды — неоценимый дар для всех, кто хочет глубже понять суть христианской веры и стремится жить по евангельским заповедям.

Окончание в № 27
Источник

Автор:

Юридическая помощь и консультация в нашем храме

Консультации предоставляются ежедневно, по предварительной записи по телефонам:
+7 926 186 21 62
Тарасов Игорь Викторович

В храме Рождества Иоанна Предтече в Ивановском г. Москвы просветительское собеседование перед совершением таинства Святого Крещения и таинства Венчания проводится ежедневно, кроме понедельника в 18 час. 20 мин.

Храм рождества Иоанна Предтечи в Ивановском
ул. Сталеваров, д. 6 111531 Москва Москва
+7 495 300 70 90 info@i-hram.ru