Воскресный листок №26 (534). Преподобный Иустин Попович: человек может стать и богом, и дьяволом Читать
Воскресный листок №20 (528)

Почему воскресший Христос не явился Своим убийцам?

19.05.2024
Почему воскресший Христос не явился Своим убийцам?

Наверно, многие, кто читал Евангелие, задавались этим вопросом. Почему Господь не явился Своим убийцам и другим людям, не верующим в Него, чтобы уже никому не пришло бы в голову сомневаться в истине Воскресения? Еще во II веке критик христианства по имени Цельс в трактате «Правдивое слово» приводил это соображение как контраргумент против веры в Иисуса Христа.

Ответ на этот вопрос даётся уже в Евангелии от Луки: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят (Лк 16:31) — так в притче о богатом и Лазаре говорит патриарх Авраам попавшему в ад богачу, который вдруг озаботился судьбой своих неверующих братьев и попросил богача отправить к ним уже умершего Лазаря. Эти слова получают фактическое подтверждение в последние дни земной жизни Иисуса Христа. Его враги и недоброжелатели стали свидетелями невиданного чуда — воскрешения Господом Лазаря, не из притчи, а реального, уже четыре дня находившегося в гробу. Но какие же выводы сделали из этого первосвященники и фарисеи? Уверовали во Христа? Нет, наоборот — еще больше озлобились в своем неверии и с этого дня положили убить Его (Иисуса Христа. — Ред.). … и Лазаря, потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса» (Ин 11:53; 12:10-11). Для тех, кто упорно противостоит истине, даже самое удивительное чудо не станет доказательством их заблуждения.

Святые отцы относят приведенные выше слова из притчи — если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят — к Самому Христу. «Ибо Господь воскрес из мертвых, но иудейский народ, поскольку не хотел верить Моисею, не хотел веровать и в Того, Кто воскрес из мертвых», — пишет святитель Григорий Двоеслов. Даже если бы убийцы Христа увидели Его воскресшим, они из упорства нашли бы иное, пусть и неправдоподобное, объяснение чуда. Если они и раньше приписывали силу Христову демону Веельзевулу, то и в этот раз могли бы объяснить Его воскресение явлением призрака, магией и т. п.

Об этом же пишет и святитель Иоанн Златоуст:

 «…Многие спрашивают… и говорят, почему Господь, воскресши, не явился тотчас иудеям? Это вопрос излишний и напрасный.

Если бы была надежда обратить иудеев к вере, то Он не преминул бы по воскресении явиться всем. А что не было надежды, чтобы Он, явившись им по воскресении, обратил их к вере, это видно из события с Лазарем. Воскресив этого четверодневного мертвеца, смердевшего и истлевавшего, и повелев ему, связанному повязками, выйти перед глазами всех, Он не только не обратил их к вере, но и возбудил ненависть, потому что, собравшись, они хотели даже убить Его за это. Если же тогда, когда Он воскресил другого, они не уверовали, то, если бы Он, воскресив Себя, явился им, не пришли ли бы они опять в неистовство против Него? И хотя они не могли бы иметь никакого успеха, но показали бы свое нечестие покушением.

Поэтому, желая избавить их от излишнего неистовства, Он сокрыл Себя, потому что сделал бы их еще более достойными наказания, если бы явился им после крестных страданий. Потому, щадя их, Он и сокрыл Себя от их взоров, а показал явлением знамений, потому что слышать слова Петра: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи (Деян 3:6) значило не меньше, как видеть и Самого воскресшего».

Иисус Христос и раньше не давал знамений тем, для кого они бесполезны. Например, когда фарисеи, искушая Его, попросили знамения с неба — как будто Его чудес на земле было недостаточно?! — Он ответил: Лицемеры! различать лице неба вы умеете, а знамений времен не можете. Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка (Мф 16:3–4), то есть, как толкуют это место святые отцы, смерти и воскресения Христа, Который, подобно Ионе, находившемуся во чреве кита три дня, а потом выброшенному на сушу, три дня пребывал во гробе и воскрес.

Интересно, что сами первосвященники догадывались: во Гробе Господнем совершилось нечто, для них непостижимое. О чудесах у гроба Спасителя, надгробном камне, который был отвален Ангелом, им рассказали воины, стоявшие там на страже. Но они все равно продолжали упорствовать. Это видно из слов Евангелия от Матфея:

…некоторые из стражи, войдя в город, объявили первосвященникам о всем бывшем. И сии, собравшись со старейшинами и сделав совещание, довольно денег дали воинам, и сказали: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали; и, если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим. Они, взяв деньги, поступили, как научены были; и пронеслось слово сие между иудеями до сего дня

 (Мф 28:11–15)

Матфей писал для иудеев, и, если бы эта версия среди них не была распространенной, если бы он сказал им заведомую неправду о них самих, это лишило бы рассказ евангелиста всякого доверия. Первосвященники понимали: робкие ученики никак не могли бы выкрасть тело Христа у бдительной стражи. И, не зная, что ответить, наскоро состряпали неубедительную отговорку, которая в том числе своей неубедительностью доказывает истину воскресения Христова.

Итак, Иисус Христос и не явился Своим убийцам, во-первых, потому что это было абсолютно бессмысленно, а во-вторых, потому что щадил их и не хотел увеличивать вину их неверия.

Источник


Почему Пасха празднуется 40 дней?

Пасха — самый главный христианский праздник. Преподобный Иоанн Дамаскин, автор пасхального канона, называет ее «праздником праздников и торжеством торжеств». И празднуют Пасху, в отличие от других праздников, не один или несколько, а целых 40 дней.

Почему именно 40? Прежде всего, это имеет историческую основу: после Своего Воскресения Христос в течение сорока дней являлся Своим ученикам и лишь спустя это время вознесся на Небо. В Евангелии описывается несколько из таких явлений. Во-первых, непосредственно после Воскресения Спаситель явился женам-мироносицам, которые пришли, чтобы умастить тело Учителя благовонными маслами. Во-вторых, в последующие дни свидетелями явлений воскресшего Господа стали апостолы Петр, Клеопа (апостол из числа 70) и его спутник (предположительно апостол Лука), затем все одиннадцать апостолов за исключением Фомы, потом апостолы вместе с Фомой и др. Это только то, что было записано евангелистами. На самом деле явлений было больше, как, видимо, и их очевидцев. Как замечает апостол Иоанн, Многое идругое сотворил Иисус; но, если бы писать отом подробно, то, думаю, исамому миру не вместить бы написанных книг (Ин 21:25).

Кроме того, число сорок имеет в христианстве особый символизм. Каждый раз, когда мы встречаем его в Священном Писании, оно указывает на некий период деятельности, усилий, преодоления, завершенности, полноты. 40 дней Моисей провел на горе Синай, беседуя с Богом, он же 40 лет водил еврейский народ по пустыне после того как еврейские разведчики 40 дней исследовали землю обетованную. 40 лет царь Давид правил Израилем, создав прочную основу для могущества государства, и столько же находился на престоле его сын Соломон, при котором Израиль достиг своего расцвета. Примеров из Ветхого Завета можно привести целое множество. В Новом Завете Иисус Христос перед выходом на проповедь постился сорок дней. В память об этом Великий пост также длится 40 дней (без выходных дней и Страстной седмицы, которые в строгом смысле не относятся к посту). И пасхальная радость, которую Церковь продлевает до сорока дней — своего рода зеркальное отражение покаянного великопостного времени.

Сорокадневный период празднования пасхи таким образом, с одной стороны, указывает на историческое время от Воскресения до Вознесения, а с другой, символизирует собой полноту пасхальной радости, которую подарил миру воскресший Спаситель.

Источник

Автор:

Юридическая помощь и консультация в нашем храме

Консультации предоставляются ежедневно, по предварительной записи по телефонам:
+7 926 186 21 62
Тарасов Игорь Викторович

В храме Рождества Иоанна Предтече в Ивановском г. Москвы просветительское собеседование перед совершением таинства Святого Крещения и таинства Венчания проводится ежедневно, кроме понедельника в 18 час. 20 мин.

Храм рождества Иоанна Предтечи в Ивановском
ул. Сталеваров, д. 6 111531 Москва Москва
+7 495 300 70 90 info@i-hram.ru