
Каждый православный христианин, стремящийся к спасению своей души, строит свою жизнь по заповедям Господа Иисуса Христа. А это значит, что он стремится как можно больше получать пищи и лекарства для души, которое у нас есть — Святого Евангелия.
Святое Евангелие мы не можем понять самостоятельно
Не все, что написано в Святом Евангелии и не все, что сказано Иисусом Христом в период его пребывания на Земле, подвластно нашему пониманию. Дело в том, что Господь не мог говорить обо всех вещах, связанных с тайнами Господними прямо и доступно на человеческом языке. Поэтому люди не всегда могли сразу распознать глубину и непостижимую мудрость его слов.
Даже те, кто сегодня постоянно и с глубоким вниманием читают Священное Писание, некоторые места не могут уяснить, не могут понять сокровенность и таинственность заключенного в некоторых отрывках смысла.
Одним из таких таинственных мест, в Евангелии апостола Иоанна Богослова, является глава, где описана встреча Марии Магдалины с воскресшим Иисусом. Его следует понять и прочувствовать для того, чтобы не забыть, куда и как мы должны стремиться.
Разъяснения Луки Крымского
Для того, чтобы разъяснять неясное и понять непонятое, Господь и оставил нам своих пастырей и учителей, которым силой Святого Духа дал дар понимания всех его слов. И одним из таких высокоумных и глубоко богословски начитанным учителем был Святитель Лука Крымский, к которому нужно обратиться за разъяснением этого отрывка.
Итак, речь идет о первом дне недели, воскресении, когда Мария пришла ко гробу Господню, но не нашла там тела, а увидела лишь двух ангелов, сидящих на камне.
Она очень расстроилась, что тело Иисуса пропало из гробницы и, развернувшись, хотела уйти. Но перед ней стоял человек, которого она вроде бы ясно видела, но не узнала в нем Иисуса Христа. И не только она не узнала Его после воскресения. Так же его не замечали и святые апостолы, когда он явился к ним, как не видели в нем своего любимого учителя апостолы Лука и Клеопа, когда он шел с ними в Эммаус.
Вот и Мария Магдалина приняла Иисуса за садовника и спросила у него, не он ли вынес тело Иисуса из гробницы, и если это он, то пусть скажет, куда унес его, и она возьмет тело.
Но Господь сказал ей лишь ее имя: «Мария», но сказал так, что ее глаза вдруг, как будто, открылись и она узнала своего учителя. Узнав его, она бросилась к нему, упав на колени, чтобы поцеловать его ноги.
Но он, вдруг, отстранил ее и сказал:
Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим, и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему (Ин. 20, 17)
Кому Господь дал коснуться себя, а кому не разрешил?
Но почему одной из самых преданных женщин Господь не разрешил коснуться себя, если другим женам-мироносицам и апостолам разрешал? Они кланялись и касались ног его, трогали его раны, целовали их. А Мария была лишена такого права?
Ведь в Евангелии от Матфея сказано, что когда другие мироносицы узнали, что он воскрес и пошли к его ученикам возвестить об этом, то сам Иисус вышел им навстречу и они, подойдя, ухватились за ноги Его, и кланялись Ему.
В Евангелии от Луки говорится, что апостолы Лука и Клеопа, узнав после преломления хлеба воскресшего Иисуса Христа, пришли к другим апостолам и рассказали им об этом. И в тот же миг Он сам явился им и предложил посмотреть на Него и прикоснуться к нему. То есть потрогать, убедиться, что он не бестелесен, что он, действительно, воскрес.
Но почему все эти люди могли прикоснуться к нему, а Мария не могла, ей это было запрещено?
Объяснение запрета Христа для Марии
Но объяснение можно найти в словах Иисуса, сказанных Марии:
Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим, и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему (Ин. 20, 17)
Вот где разгадка. И Лука Крымский объясняет нам, что, скорее всего, Мария пришла в момент Воскресения Иисуса Христа, когда он только воскрес, но еще не приобщился к своей Божественной сути, то есть Отцу и Святому духу.
Можно сделать вывод, что прежде, чем Господь окончательно вознесся на небо и оставил землю, он уже восходил непосредственно после воскресения, в момент появления Марии Магдалины у гробницы. Недаром же при этом присутствовали и ангелы.
Но ведь Бог вездесущ, то есть в чем смысл вознесения Иисуса Христа, если Он везде?
На этот вопрос есть ответ у апостола Павла, который объяснял, что «Бог во свете живет неприступном». То есть, если по сути Бог везде, то его естество, его духовная сущность находится где-то в неприступном свете. Вот именно в этот свет и должен был войти после воскресения Иисус, чтобы поделиться радостью совершенного им подвига и победы на дьяволом. Но для этого ему не нужен был какой-то длительный промежуток времени, а лишь мгновение и поэтому он не позволил в этот момент Марии прикасаться к себе.
Возможно, что прикосновение к Нему могло погубить женщину, ведь Божественная сила непостижима для людей. И Иисус не дал возможности Марии задеть его в той ипостаси, пока он не воссоединился со своей сутью. А, возможно, наоборот, Мария могла нарушить ту тончайшую субстанцию, в виде которой Господь пребывал сразу после Воскресения. Вот две причины, по которым Он не разрешил ей приблизиться к себе.