Алексей Ильич Осипов - профессор Московской духовной академии, доктор богословия, педагог, публицист, писатель, проповедник.
"Почему Бог дает детей малолетним, распутным женщинам, людям не в браке, пьяницам, а некоторым здоровым людям - нет?"
Нельзя думать, что каждое наше прошение должно быть обязательно удовлетворено. Это просто немыслимо. Мало ли каких вещей можно просить у мамы, например, или у папы. А он скажет: «Нельзя, голубчик!»
Я как-то читал о том, как в Индии мальчик ехал на слоне и вёз отцу бананы на обед. И перед джунглями слон остановился, как вкопанный. Мальчишка начал и бить его, и теребить, и даже колоть – слон ни с места. Потом слон схватил его своим хоботом и - себе под брюхо. И в это время из джунглей в прыжке вылетел тигр. И если бы слон не спрятал мальчика, тому бы пришёл конец. Потому что тигр шлёпнулся прямо слону на спину… Мальчик принялся целовать слона, благодарить, отдал ему все бананы.
Вот так же и мы обращаемся кБогус самыми разными просьбами. Святые отцы любвеобильно, но настойчиво советуют нам не просить у Бога очень настойчиво чего-либо, касающегося нашей земной жизни. Никогда. Потому что мы видим лишь небольшой кусочек, но не видим всей ситуации. Бог только видит, что нам полезнее.
И в данном случае очень возможно, что для некоторых, действительно, это не полезно. Для кого-то необходимо, хотя бы немножко заняться собой. Помолиться, подвизаться...
У родителей Игнатия Брянчанинова не было детей, и после поездок по святым местам, молитв, постов, обращений к Богу появился, наконец, сын Дмитрий (в последствии он стал Игнатием Брянчаниновым), удивительный человек, один из самых авторитетных подвижников 19-го века.
Я бы назвал две причины этой проблемы. Первая – биологическая, связанная с нашей физиологией. Детей не может быть. И просить у Бога чудо – это даже как-то не хорошо. Мы как будто просим чего-то, что переходит границы того, что для нас нужно. Посмотрите, как Евангелие рассказывает, как Иисуспоступил, когда к нему обратились: «Дай нам чудо!» Он ушёл от этих людей.
Господь видит наше состояние. Посмотрите, какая толпа окружала Христа. И только однаженщинаприкоснулась и исцелилась. Там много людей было, и, наверняка, больных. Вы думаете, Христа окружало много людей, которые интересовались истиной, Богом, спасением? Или любопытствующие, или больные, которым хочется получить исцеление.
Что значит прикоснулась? Она была готова к получению этого чуда. Её духовное состояние было соответствующим. Требуется определенное духовное состояние. Смирение. Мы редко, когда способным быть в таком состоянии. Вот по этой причине у многих молитвы не достигают своей цели.
Наши душевные состояния видны Богу. Наши молитвы угодны Богу, когда мы достигаем состояние глубокогосмирения.Смирения не от бессилия. Нет. Пока ты в силе – смирись. Тогда это, действительно, будет смирение. Господь видит это состояние и отвечает нам в соответствии с тем, будет ли это полезно нам.
Дарование детей – это естественно и полезно для человека, потому что семья – это больница. Не курорт, не дом отдыха, а больница, в которой и он, и она, наконец, познают себя. Я не знал, какой я ленивый, я не знал, какой я самолюбивый. А задень меня - я на стенку лезу. Я даже не предполагал, сколько тщеславия во мне, и прочих всяких вещей.
А семья, оказывается, это идеальная ситуация, в которой я начинаю познавать себя и видеть. Оказывается, я - грешный. Я даже не предполагал, какие во мне существуют страсти. Познавая себя, мы начинаем обращаться к Богу: "Господи, прости меня, я не знал, что я такой".
Что значит Бог дает детей? Все совершается в конечном счете в соответствии с Волей Божьей. Но Воля Божья находится в полном соответствии с духовным состоянием человека.
Бог – врач. Какие лекарства он дает? Он смотрит на состояние человека. Откуда мы знаем, кому что полезнее? Когда полезнее дать ребенка? Причём полезнее с какой точки зрения? С единственной, которая оправдывает жизнь человека - с той, с которой мы войдем в жизнь вечную, то есть с духовной точки зрения.
Вот почему Бог кому-то даёт, а кому – нет. Всё обусловлено нашим духовным состоянием. Оно определяет Волю Божью.
Почему мне, такой хорошей, такой святой, Бог не даёт? Недаром святые отцы говорят, что корень всех зол – это самомнение. Видение себя не просто хорошим, а лучшим, чем другие. Когда мы смотрим сверху вниз на эту распутную женщину, которой Бог дал детей… А перед Богом она вдруг кажется неизмеримо ближе к нему, чем мы.
Когда мы с этой точки зрения посмотрим, тогда у нас не будет этих недоумений. Ведь все наши недоумения - от мысли, что я хорошая, а у меня вдруг этого нет. А у этой распутницы есть. Не понимаю, Бог, почему ты несправедлив?