Воскресный листок №16 (524). Похвала Пресвятой Богородицы: почему это удивительно теплый, добрый и радостный праздник Читать
Воскресный листок №7 (515)

По Уставу, священник имеет право покинуть храм до Херувимской песни,но после до окончания Литургии он не имеет права уйти из церкви. Почему?

03.03.2024
По Уставу, священник имеет право покинуть храм до Херувимской песни,но после до окончания Литургии он не имеет права уйти из церкви. Почему?

Божественной литургией пренебрегать нельзя, особенно ее началом. Сама Богородица приходит в храм и мы дерзим, когда приходим после. Да и сама Литургия не случайно называется Божественной. Но мы не знаем что это собственно такое? Ходим, просто потому, что надо. Это не просто воскресная служба. Это целое Тайна. Там в Вечности в этот момент тоже идет Литургия. И все мы в ней вместе, тот мир и этот. Соборно. Все усопшие, которые тоже живы, и мы, живущие на земле. Храм полон ангелами, святыми. Всех очень много в нём. Но нам это не увидеть. Это свидетельства многих старцев, святых. Конечно, не зафиксированы, не канонические. А мы смеем суетиться, думать о своем, зацикливаться на свече, перемещаться по храму, а то и уходить. Молитесь, если тяжело стоять, если мысль приходит, чтобы уйти или выйти. Взывайте к Святой Троице, и вам будет легко стоять, даже слышать слова, песнопения. Эта молитва вам поможет.

Мы даже не можем себе представить, что там помимо 2 важнейших событий (проскомидия и Литургии оглашенных) совершается та самая Литургия верных, центром которой является Евхаристический канон. Это не просто молитвы. В конце их происходит самое важное, таинственное, по истине великое событие. Каждое воскресение происходит пресуществление. Представляете силой и благодатью Духа Святого обычные земные вещества: хлеб(просфора) и вина с водой превращаются в величайшую святыню Православной Церкви – Тело и Кровь Христовы.

Но это не может произойти без Херувимской песни, которое собственно предваряет это страшное и великое святое действо. Она как бы преддверие Евхаристического канона. Это богослужебное действие Великого входа настолько важно и ценно для Бога, Матери Его и всех святых, что священникам даже покидать его нельзя. Мало того, батюшка, который служит Литургию не может даже покинуть Церковь до Херувимской песни просто так. Только в случае острой необходимости (например, причастить умирающего или в случае нападение врагов). А после того, как спета Херувимской песни, но не кончилась Литургии он вообще не имеет права по Уставу уйти из храма. Он просто обязан дослужить Литургию.

Священомученик Макарий, митрополит Киевский это доказал ценой своей жизни. Доказал всю важность этого события.

Если бы он покинул службу, когда узнал, что татары близко, он мог бы даже спастись, (его ведь предупредили). Но он предпочтел дослужить до конца и отказался покинуть паству. А так митрополит в этот же день был убит татарами, ворвавшимися в храм.

Вот какое значение имеет Херувимская песнь и цена этого важнейшего момента. Многие считают, что автор ее Василий Великий. Хотя в Богослужебную Литургию она вошла позже. Херувимской она не просто так названа. Ее название символично и промыслительно. Почему именно Херувимская? Потому, что Херувимы - это высший чин ангелов, которые славословят Всевышнего у Престола Божия. Они славят в это время Бога и мы христиане тоже не имеем права блудить мыслями о мирском, о земном попечении. Мы вместо своих дел должны тоже уподобиться херувимам. Отложить всякое житейское попечение. Сам Господь находится на этот самом великом богослужении Церкви.

Ведь в этот момент пресуществляются, повторю, Святые Дары. Само Царствие Божие приближается к нам. Господь Бог Иисус Христос и сейчас не смотря на нашу злобность, ненасытность, равнодушие, не любовь к Нему готов ради нашего спасения войти в хлеб, вино и воду и превратить их в Свое Тело и Кровь Христову. И как не забыть о всем нашем земном , суетном, чтобы снова встретить неслучайно названную так Малую Пасху, отбросив все волнения. Максимально сузить свой ум и сердце во Христа, подняв с Божьей помощью себя верою, вниманием до высоты блаженных святых Херувимов.

Сами ангелы ведь пели на Афоне. Именно эту Херувимскую песнь! Вы только послушайте. Один парень, проходивший мимо одного афонского монастыря услышал ее, записал и выложил запись в ютуб. Вы только прослушайте. Она так и называется Ангельское пение на Афоне. Послушайте как они поют! Не как люди, протяжно. Им даже воздуха не нужно, как людям. Эту запись невозможно подделать и сомневаться в правдивости. Это не бесовский обман, это пение Ангелов. Ощущение, что ангелы не просто поют, они вопят, плачут о нас грешных. Одна даже девушка, которая поет в храме 10 лет заметила, "что люди в церковном хоре забирают воздух, чтобы петь дальше. Эти певчие поют ровно, им не нужен воздух, они не дышат, они Ангелы..."

Херувимская песнь. Она длинная, но парень успел только записать ее часть. Но даже этот кусочек до дрожи, до мурашек. Мы не понимаем греческих слов, но можем проникнуться, почувствовать, что они также в этот великий и страшный момент приближения Бога к Своему творению предстоят вместе с нами у Престола Божия и славословят Его.

Потому, и выходить с этого времени и до окончания богослужения без крайней необходимости просто нельзя. Ведь через каких-то пару минуток Господь буквально преподнесет Свой самый великий дар человечеству – Тело и Кровь Христовы.

Потому постараемся Бога не осрамить своими мыслями. Постараемся быть хоть немного, насколько можем, насколько вместим быть достойными этого спасительного дара – этой великой Христовой жертвы. Оказывается, вот какую молитву прочитать можно и нужно сразу же после того, как человек причастился https://t.me/molitvaikona/3957. Это краткое благодарение Бога является весьма сильным, насыщенным смыслом радостным.

В этот самый момент не то, что выходить, ходить по Церкви нельзя, ни целовать иконы, не передавать свечи, ни даже делать поклоны.

Важно, все свое внимание предельно сконцентрировать на алтаре, где в данное время совершается Великий вход. И даже после того, как песнь кончится, не стоит покидать церковь без крайней нужды вплоть до литургического отпуста.

Этот момент настолько важен, что когда поется Херувимская, сам батюшка в алтаре повторяет его, воздвигнув руки вверх. Так бывает только в момент самых важных моментов богослужения. Это – предельное духовное напряжение, символ того, что мы открыты, как только можем и устремлены к Господу, как дети, взывая к Нему, словно к родному Отцу.

Уже вторая часть херувимской песни поется после Великого входа. В них мы можем услышать 1 непонятное для нас слово: «дориносима», Его понимание исходит из совместимости 2 слов: “дори” значит копье и "носить”, то есть "дориносима" - «носить на копьях».

Так раньше чествовали царей. Тех правителей, которые побеждали, сажали на щит, который в свою очередь устанавливали на копья, скрещенные между собой. Так его носили потом на нем среди народа и возвышали его. Так они проявляли свою любовь к нему и почтение.

Мы тоже вместе с ангелами и святыми носим Бога-царя в своем сердце, вознося и славя Того, кто в данном духовном смысле Херувимской песни победил дьавола, смерть и грех в самой важной, самой главной битве мира за спасение рода человеческого. Это высшее прославление Господа, завершаем мы 3 кратным Аллилуйя. По мнению профессора. М. Скабаллановича, "это единственное еврейское выражение, которого не дерзнула коснуться рука переводчика, оставив его в тех звуках, в которых оно вдохновлено Самим Богом».

Очень важным моментом является великий вход. Он выглядит так. После того, как батюшка покадил, произнес молитвы, он износит дискос и чашу с веществом для Таинства Причастия. Но обязательно делает это через северные врата. На солее поворачивается лицом к народу и тоже молится, с произношением имени Патриарха, Предстоятеля Церкви, Правящего Архиерея и далее священослужителей и всех православных христиан. И только после этого он благословляет чашей и дискосом всех и входит через Царские врата в алтарь. Этот момент очень важен. Пока еще в чаше и на дискосе не есть Тело и Кровь Христовыми, Ими благодатью Святого Духа оно станет несколько позднее – во время того, когда будет читаться Евхаристический канон.

Великий вход можно даже сравнить со Страстной пятницей. Как тогда, так и каждое воскресение Господь и Бог и Спаситель наш Иисус Христос также выходит ради нас на страдания. Он снова идет на Голгофу, и его вновь пронзают и копьем и гвоздями. Господь вновь умирает и исцеляет в себе наши грехи, спасая нас. Не случайно в этот момент после Великого входа как раз и ставится дискос и чаша на престол. Это символизирует положения Христа во гроб. Иерей даже читает молитвы Великой Субботы.

Потому и Херувимскя песнь и великий вход - это ангельское проникновение, углубление каждого человека в Бога, в тот удивительный подвиг, когда Бог искупил человека. В этот самый момент все земное ничто по сравнению с тем, что сейчас именно в этом моменте. Для каждого из нас открываются небеса и Господь, исцеляя наши страждущие души, вводит нас в рай.

Источник


Автор:

Юридическая помощь и консультация в нашем храме

Консультации предоставляются ежедневно, по предварительной записи по телефонам:
+7 926 186 21 62
Тарасов Игорь Викторович

В храме Рождества Иоанна Предтече в Ивановском г. Москвы просветительское собеседование перед совершением таинства Святого Крещения и таинства Венчания проводится ежедневно, кроме понедельника в 18 час. 20 мин.

Храм рождества Иоанна Предтечи в Ивановском
ул. Сталеваров, д. 6 111531 Москва Москва
+7 495 300 70 90 info@i-hram.ru