Воскресный листок №42 (344). Старец Силуан Афонский. О мире Читать
Воскресный листок №38 (340)

О промысле Божием, о духовных законах, их нарушении и других важных духовных вопросах

25.09.2020
О промысле Божием, о духовных законах, их нарушении и других важных духовных вопросах

Беседа с митрополитом Владивостокским и Приморским Владимиром (Самохиным)

(Окончание. Начало в № 37)

– Дорогой владыка, что вы думаете по поводу духовного наставничества? Кого из наставников можно назвать духовным отцом? Какими качествами ему желательно обладать? Каких искушений избегать? Не могли бы вы поделиться примерами из личного опыта?

– Духовный наставник и духовный отец – это очень близкие по смыслу понятия. Не думаю, что их нужно искусственно разделять. Сегодня, как правило, они совпадают в одном лице – в священнике, чья пастырская обязанность состоит в наставлении человека в вере и приведении его ко Христу.

Вместе с тем, вопрос, заданный вами, крайне важный и болезненный. Важный в первую очередь потому, что образ духовного отца и понимание отцовства в последние годы переживают глубокий кризис. Это связано не только с прерванной на многие десятилетия духовной традицией в нашей стране, но и с общим кризисом семейных ценностей. Неправильное понимание сути отцовства и материнства, а также ошибочный подход в отношениях между родителями и детьми проецируются, к сожалению, и на духовную сферу, где эти перекосы приводят к еще более тяжелым последствиям, поскольку затрагивают вопросы спасения души.

В чем же смысл духовного отцовства? Если коротко, то смысл этот заключается в том, чтобы помочь человеку родиться для вечности. Знаете, мне очень близка мысль, высказанная схиархимандритом Гавриилом (Бунге):

«Духовного отца можно сравнить с художником-реставратором, который формирует вверенный ему ‟образ Божий” не по своему собственному подобию, копируя себя самого, а, напротив, старается уподобить его Первообразу, то есть Христу».

Духовный отец никогда не должен заслонять собой фигуру Христа, не должен замыкать на себе духовную жизнь чада. Он всего лишь проводник в Небесное Царство.

Если священник именно эту конечную цель держит в уме, то никогда не позволит себе проявления авторитарности и жестокости, не будет ломать своих чад «через колено», требуя абсолютного почитания и слепого подчинения. Настоящего духовного отца отличает нежная любовь, долготерпение, деликатность и бережное отношение к человеку, ведь за каждого умер Господь наш Иисус Христос.

Отец помогает своему ребенку обрести собственное свободное бытие. Мы же не назовем нормальным отца, который будет своего великовозрастного ребенка до старости водить за ручку? Отец в первую очередь призван научить чадо ходить своими ножками самостоятельно. Так же и в духовной жизни.

Цель духовного отцовства состоит в том, чтобы духовный сын или дочь «достигли совершенства ‟в меру полного возраста Христова” (Еф. 4, 13), то есть достигли истинного личного богопознания». И потому, если вы слышите, что кто-то говорит о некоем священнике; «Что же мы будем без батюшки делать? без него мы все погибнем, он наше всё», – знайте, что эти люди глубоко заблуждаются, они в прелести, выражаясь святоотеческим языком. А священник, который потакает таким настроениям и разговорам, так и не понял сути пастырского служения и незаконно присвоил себе Христово достоинство.

Уже многие годы в нашей Церкви обсуждается проблема «младостарчества». Но меньше этих самозваных духовников, увы, не стало. И должен сказать, что не в последнюю очередь это вина окружения священника, которое спешит записать батюшку в «духоносные старцы». Это очень тяжелое искушение для пастыря. Надо всячески препятствовать такому к себе нездоровому отношению.

Всех искушений, с какими приходится сталкиваться священникам, и не перечислишь, конечно. Но мне представляется, что особенно внимательными важно быть в следующем. Во-первых, не мнить себя духовно опытным человеком и не давать советы сверх своего разумения, не учить тому, чего опытно не постиг сам. Нужно уметь честно признаться, что вы чего-то не знаете или не понимаете. Во всем необходимо действовать с духовным рассуждением. Во-вторых, ни в коем случае не должно быть упоения собственной духовной властью и оказываемым влиянием на других. Если священник замечает за собой такое, надо каяться и срочно пресекать это в себе.

Еще одним частым соблазном является излишнее углубление в обсуждение некоторых грехов. Порою священнику может показаться, что он преследует благую цель: разобраться в причинах падения человека. Но задача духовного отца иная. Необходимо помочь встать оступившемуся чаду, а не вымазать его еще больше грязью, тыкая носом в лужу. Важно помнить, что наша конечная цель – Царствие Небесное, и на эту главную цель, как на ориентир, необходимо указывать человеку.

– В нашей жизни действуют духовные законы. В жизни каждого верующего бывают случаи, когда эти законы открываются ему через собственный духовный опыт. Дорогой владыка Владимир, не могли бы вы поделиться такими историями?

– «Если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению» (Сир. 3, 1). С действием этого закона приходится сталкиваться, пожалуй, чаще всего. Как только начинаешь какое-то важное дело, приходят разные испытания.

Но мне всякий раз во время сложностей вспоминаются утешительные слова старца Ефрема Катунакского, ученика преподобного Иосифа Исихаста, говорившего о том, что человек «имеет право на такую меру благодати, насколько большое искушение он может выдержать с благодарением». Поэтому стараюсь не унывать, терпеть и за все благодарить Господа, надеясь на то, что Он не оставит в трудностях без Своей помощи.

На самом деле, знаете, есть такой принцип: чем больше отдаешь себя, тем больше сил появляется. Святейший Патриарх Кирилл как-то сказал, что важно всего себя, без остатка, отдавать Церкви и делу Божьему, выкладываться полностью, на все 100 процентов. Тогда Господь не только восполнит оскудевающие силы, но и даст еще больше новых. А если начнешь жалеть себя и беречь, то это очень деморализует, расхолаживает. Можно легко уподобиться человеку из евангельской притчи, «возложившему руку свою на плуг и озирающемуся назад « (Лк. 9, 62).

Еще один важный закон, действие которого я неоднократно видел в своей жизни, – закон послушания. Думаю, со мной согласятся многие архиереи, имеющие и более внушительный опыт архипастырского служения: с непослушанием приходилось сталкиваться каждому. За годы трудов в различных епархиях не раз, к сожалению, встречались люди – и среди духовенства, и среди мирян, – которые открыто противопоставляли себя священноначалию, вели себя дерзко и провокационно. Разумеется, я не буду называть имен, ибо большинство из этих людей живы, и мой рассказ может причинить вред их духовной жизни.

Но за примерами ходить далеко не надо. Вспомним хотя бы события последних месяцев, когда в нашей стране и в других государствах вводились санитарные ограничения из-за пандемии. Вот сам Патриарх благословляет следовать определенным санитарным правилам во время богослужений, просит людей потерпеть и временно воздержаться от посещения храмов. Правящие архиереи епархий, где была сложная эпидемическая обстановка, также обращались к пастве с такими же призывами. Мы видели, какой шквал критики в адрес священноначалия, резких и даже оскорбительных высказываний среди духовенства и мирян это вызвало. Некоторые такие скандальные выступления обсуждала вся страна.

Люди с удовольствием пускаются в рассуждения на тему «если бы директором был я», с радостью примеряют на себя «начальственные одежки», но никогда не задумываются о тяжком бремени ответственности, которое несет власть. Из этого самомнения рождаются и осуждение, и злословие, и даже ненависть. И как здесь не вспомнить слова известного философа и публициста Григория Померанца: «Дьявол начинается с пены на губах ангела, вступившего в бой за святое правое дело».

Я хотел бы подчеркнуть одну важную мысль: плоды непослушания не только горьки, но и ядовиты. Горьки они не только из-за плачевных жизненных последствий, к которым приводит противление, но и потому, что человек не ощущает в душе сладость истинного смирения, которая подается Богом за терпение скорбей. Ядовиты же потому, что человек опустошает себя духовно. Сколько бы духовных плодов ни собрал он своими постническими и молитвенными подвигами, все они обесцениваются, превращаются в прах, в ничто, когда человек поддается гордости и начинает думать, что он-то лучше все понимает, чем другие.

Убежден, что ситуация с пандемией должна послужить всем нам хорошим уроком: мы должны научиться больше доверять Богу, больше доверять Его всеблагому Промыслу.

– Владыка, в конце нашей беседы: что бы вы пожелали читателям портала «Православие.ру»?

– Мое пожелание не будет оригинальным. Я желаю всем вам того, чего горячо желает каждый христианин: спасения в вечности. Милостивый Бог дарует нам для этого много возможностей. Пусть же Он ниспошлет вам духовные силы для их осуществления, чтобы укрепляться в вере, вдохновляться надеждой и возрастать в любви. Благословение Господне да пребывает со всеми вами!

Смитрополитом Владивостокским и Приморским Владимиром (Самохиным) беседовала Ольга Рожнёва
https://pravoslavie.ru/133336.html

Автор:

Юридическая помощь и консультация в нашем храме

Консультации предоставляются ежедневно, по предварительной записи по телефонам:
+7 926 186 21 62
+7 826 209 62 27
Наумов Игорь Викторович

Храм рождества Иоанна Предтечи в Ивановском
ул. Сталеваров, д. 6 111531 Москва Москва
+7 495 300 70 90 info@i-hram.ru