Воскресный листок №09 (362). Как не погрешить в храме? Объясняет богослов Алексей Осипов Читать
Воскресный листок №05(358)

Можно ли человека привести к вере?

31.01.2021
Можно ли человека привести к вере?
Каким путём человек приходит к вере в Бога? Что должно произойти в его жизни, чтобы это случилось, рассказал православный богослов, заслуженныйпрофессор Московской духовной академии Алексей Ильич Осипов.

Чтобы прийти к вере, человек, на самом деле, должен увидеть бессмысленность всей той пустоты, суеты, кутерьмы, в которой он живёт. Встал утром, выпил чашку чая, сходил на работу, пришёл домой, посмотрел телевизор, лёг спать, опять встал... И так без конца. Для чего я живу?

Начинается с того, что человек вдруг начинает видеть, что жизнь без Бога, без веры в вечность—это какая-то сплошная бессмыслица.

Люди ждут праздника—хоть посидеть, поболтать, выпить... И опять будни. И так идёт изо дня в день, из года в год, из десятилетия в десятилетие. Когда человек это увидит, он задумается.

Как писал А.С. Пушкин:

"Дар случайный, дар напрасный.
Жизнь, зачем ты мне дана?"

Это один из моментов, который для разумного человека является сильным позывом для того, чтобы обратиться к вере.

Многих обращают в веру трагедии, когда в семье умирают дети или кто-то из близких и любимых людей погибает.

Я знаю семью, в которой умер отец, и его близкие, совершенно равнодушные к религии, вдруг сразу заинтересовались, начали спрашивать, читать, учиться.

Разные есть причины. Но главное, на мой взгляд, увидеть, что жизнь сама по себе, вернее, этот миг жизни—бессмыслен, если нет Бога, если нет вечности. День пролетает за днём, и жизнь пролетает. И что дальше? Верить, что тебя ожидает вечная смерть? Именно так утверждает атеизм. Ужас какой!

И вдруг человек слышит: верь, человек, тебя ожидает вечная жизнь, а не вечная смерть. Вот так многие и приходят к вере.

Какой первый шаг нужно сделать человеку, который тянется к православию и хочет приобщиться к нему? Было бы очень хорошо, если бы удалось встретить того, кто бы мог бы ответить на интересующие вопросы. Но важно на них ответить не просто от себя, а на основании Евангелие и святых отцов. Отсебятина очень опасна.

Чтобы переступить порог храма, нужно внимательно прочитать Евангелие и апостольские Послания. Там очень много можно почерпнуть из того, что близко нашей душе и нашему сердцу. Почитать о том, что есть добро, а что есть зло.

Нужно обязательно начать читать книги. Только, пожалуйста, не богословские. Я боюсь, вы там просто утоните. Начните читать простые, но правильные вещи. Например, книги преподобного Аввы Дорофея, который очень доступно пишет о том, что такое духовная жизнь.

Если кто хочет узнать, что такое христианская духовная жизнь, то лучшего учителя, чем Игнатий Брянчанинов, для наших современников не найти. Святые отцы девятнадцатого века писали о нём, как о самом удивительном человеке, который был дан России Промыслом Божьим, чтобы показать, открыть, описать тот путь духовной жизни, который издревле идёт от святых отцов.

Когда вы почитаете эти книги, вы поймёте, что такое духовная жизнь. Это не обряды, не пышные торжественные богослужения, не чудотворные иконы, не мощи и не крестные ходы. А борьба со страстями, борьба за чистоту души. И, главное, святые отцы указывают нам путь, как это делать.

Без этих необходимых книг можно уйти или в обрядоверие, или в законничество, или соблазниться всей этой византийской пышностью, которая часто поражает многих людей.

Меня очень часто спрашивают, как привести к вере близкого человека? Мы допускаем порой очень серьёзные ошибки. Звонит мне один мой знакомый и говорит: «Я никак не могу заставить своего друга креститься».

Да вы с ума сошли! Вы его убедите в вере, и тогда он сам побежит креститься. А вы перевернули всё вверх тормашками.

Зачем же заставлять человека креститься и крест носить, если он неверующий или маловерующий. Надо ответить ему на те вопросы, которые у него возникают. Нужно начинать с начала, а не с конца: «Наконец-то, своего дурака причастила». А дурак, значит, простоял сколько надо, а потом и говорит: «Давай теперь пол-литра. Ты обещала!» Вот, оказывается, в чём дело.

Надо убедить человека в вере. Если сами не можете найти аргументы, то нужно прибегнуть к соответствующей литературе. Или поискать человека, который мог бы с ним побеседовать.

А когда ваш близкий или родственник придёт к вере, то всё будет: и покрестится, и крестик наденет, и исповедуется, и причастится... Надо начинать с начала.

С чего нужно начать духовную жизнь? Объясняет профессор Алексей Осипов.

В чём состоит духовная жизнь? С чего нужно начать и что из себя представляют первые шаги, рассказал православный богослов, профессор Московской духовной академии Алексей Ильич Осипов.

Самая главная ошибка православных христиан заключается в том, что они не знают самой главной заповеди. Вот прямо сейчас спросите, и многие ответят, что самое главное — это любить.

Это означает сразу забраться на 101-й этаж. А фундамент какой? Сразу любить?!! Да разве возможно любить эту соседку-стерву или этого негодяя-обманщика или этого проходимца, по которому тюрьма плачет? Да вы что? С ума сошли?

Я сажусь за стол и не могу удержаться, чтобы не взять кусочек, когда уже наелся, сыт, мой живот кричит: «Хватит! Сейчас разорвусь!» Какой хватит? Вот ещё соловьиный язычок лежит. Как же его ещё не съесть?

Я иду по улице, и смотрю по сторонам — тут такие девушки мимо идут. Мои глаза, как лукошки, сверкают во все стороны.

Пришёл домой с работы, левой пяткой включил правую кнопку, и телевизор заиграл.

С чего человек должен начать свою духовную жизнь? Есть великая заповедь из Евангелия, которая удивительным образом уплывает из нашего сознания — «быть верным в малом».

Быть верным в малом... А нам всё время сразу подавай большое. Сразу не пить, сразу не курить, сразу любить… Всё у нас сразу, всё у нас абсолютно.

Верный в малом… Что это значит? Что такое малое? Мы должны убедиться в том, что мы не только великое, мы и большое сделать не можем.

Пришла в голову дрянная мысль, и я весь в ней, она меня крутит. Ничего не могу с собой поделать, оказывается.

Меня толкнули чуть-чуть, так я так готов дать сдачу, чтобы обидчик летел вверх ногами. Какой я богатырь духа! Я этих безбожников, ух, как готов проучить. Я-то "божник"! Только интересно, какому Богу я служу, имея крест на шее? Готов съесть человека живьём.

Если я понаблюдаю за собой хоть немножко в своей реальной жизни, так я, пожалуй, сразу начну уменьшаться. Сравнение своей жизни с заповедями Евангелия начинает мне открывать картину, кто я есть на самом деле. Я-то думал, что я хорош кругом. И попробуй мне сказать, что я плох. Я вам покажу, какой я хороший. Взвоете тогда сразу!

Верный в малом… Я наелся, я сыт, хватит. Здесь ещё я могу остановиться. Вот тут у меня ещё хватает сил удержаться от ещё одного кусочка.

Быть верным в малом — это то, что я ещё могу делать. Чтобы я был способен, как говорят святые отцы, встать из-за стола, когда ещёхочется есть. Удержись! Встань!

Можешь не обругать человека — воздержись.

Можешь не осудить — не осуди.

Можешь удержаться от просмотра телевизора — удержись.

Надо постараться делать то, что ещё в силах делать.

Верный в малом над многим будет поставлен. А я хочу быть неверным в малом, но сразу получить многое.

Вы думаете, если вы стали православными, то сразу всё станет возможным? Нет. Если вы записались в спортивную секцию по лёгкой атлетике, то сразу побьёте мировые рекорды? Ничего подобного.

Верный в малом… Не случайно великая наука о духовной жизни называется «аскетика». «Аскео» — с греческого означает упражняться, тренироваться.

Слово «аскет» можно перевести, как спортсмен. Это человек, который тренируется, упражняется. С чего начинает спортсмен свои тренировки? С малого. Штангист, например, начинает с малых весов. Никто не хватает сразу 200 кг.

Много ли может сделать нетренированный атлет по сравнению с тренированным? Так и здесь — начни с малого.

Верность в малом даёт мне великое благо — я начинаю упражняться. И как у каждого спортсмена, который начинает тренироваться с малого, у нас начинают появляться результаты.

Не мечтайте сразу взять большой вес. Надо заняться реальной работой над собой, претворяя в жизнь этот великий закон «верный в малом над многим будет поставлен».

Верный в малом достигнет того, что будет силён и в великом.

Эта верность заключается в борьбе со своими дурными влечениями и страстями.

Если человек сознательно пойдёт по этому пути, он почувствует, как этими малыми поступками укрепляется его моральное состояние. Он почувствует огромную силу.


Автор:

Юридическая помощь и консультация в нашем храме

Консультации предоставляются ежедневно, по предварительной записи по телефонам:
+7 926 186 21 62
+7 826 209 62 27
Наумов Игорь Викторович

Храм рождества Иоанна Предтечи в Ивановском
ул. Сталеваров, д. 6 111531 Москва Москва
+7 495 300 70 90 info@i-hram.ru