Воскресный листок №39 (443). Крест и жертва Христова Читать
Воскресный листок №33 (437)

Крест ограждающий и вразумляющий нас

11.08.2022
Крест ограждающий и вразумляющий нас

Протоиерей Артемий Владимиров, духовник Алексеевской женской обители в Москве:

– Праздник Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня, или «первого Спаса», как именовал его благочестивый русский народ, обращает наши умы и сердца к спасительному Крестному Древу, которое является символом Страданий Спасителя и Его Воскресения. Это источник Божественной силы – благодати, осеняющей, хранящей, очищающей и освящающей всякого Христова ученика.

Известно, что во Втором Риме – граде Константинополе – в конце лета весьма часто возникали эпидемии, «моровые поветрия»… Неизменно Честное Голгофское Древо, хранившееся в Святой Софии, главном храме Восточной Римской империи, «износили» из алтаря и обносили вокруг стен города, посвященного Пречистой Деве Марии. Святыню не просто несли, но сердечно молились при этом Господу, чтобы Его благодать, струившаяся от Крестного Древа, очистила город от вирусов (как бы мы сегодня сказали), а души человеческие – от греховной скверны, которая и является в конечном счете причиной всех бед и несчастий… Болезней, раздоров, войн, смертей… Всякий раз священная процессия завершала шествие в храме Софии, и каждый раз после этого крестного хода болезни ослабевали или полностью отступали.

В память описанного замечательного события Матерь Церковь и поныне совершает «изнесение Древ Честнаго и Животворящего Креста Господня», и Божественная литургия в этот день включает в себя и особое благодарственное молебственное пение…

Нужно признать, что посетившая нас весной и летом злосчастная коронавирусная эпидемия всколыхнула умы и сердца верных христиан. Те, кто внимательно следят за судьбами мирового Православия, знают и о некоторых откровениях, дарованных Церкви в наши дни. Одно из них связано с именем преподобного Никифора Прокаженного – чтимого в Болгарии святого, молитвы которого хранят эту некогда благочестивую православную страну. Угодник Божий, призывая народ небоязненно причащаться Святых Таин и усердно читать 90-й псалом, осенял в видении всю Болгарию крестом из Горнего мира. Другое откровение наших дней – явление Божией Матери в одном из древних сирийских монастырей.

Пресвятая Богородица обнадежила христиан, наказав всем молитвенно памятовать о силе Честнаго и Животворящего Креста. Пречистая Дева заповедала христианам освятить свои жилища начертанием Креста Христова, как некогда было повелено святому пророку Моисею, чтобы соплеменники помазали крестообразно притолоки домов кровью агнца... Мне известно, что современное духовенство по-разному отнеслось к сирийскому свидетельству. Однако критика откровения, на мой взгляд, несообразна с благочестием, ведь «Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13, 8). С верою налагаемое на себя крестное знамение или начертание в наших домах знака креста являются не каким-то суеверием, но живым проявлением веры и любви к Распятому и Воскресшему Христу, свидетельством нашего благоговения перед силой Креста, которым попираются все козни диавола.

К теме разговора, мне бы сегодня хотелось вспомнить рассказ одного прихожанина храма Всех Святых Алексеевского монастыря, где я служу. Родом осетин, он участвовал в защите своего города Цхинвал, в пределы которого еще совсем в недавнее время вероломно вторглись соседи из Грузии. Мирный город подвергся тогда варварскому обстрелу. Силы защитников были ничтожно малы. Кое-как вооруженные горожане разбились на несколько отрядов по 10 человек. Речь идет о тех страшных днях, покуда за осетин еще не вступилась Россия... Так вот, очевидец сообщил мне, что танковая дивизия, шедшая из Грузии под руководством «инструкторов» из Израиля, США и других стран, вдруг остановилась перед некой горкой в парке города Цхинвал. На этом возвышении стоял большой крест. До сих пор защитники города не могут объяснить ни себе, ни другим, отчего танки внезапно встали. Линию креста вооруженные формирования так и не пересекли…

И, наконец, последний рассказ. Совсем молодым священником я познакомился, еще в советские времена, с одним следователем по уголовным делам. Крещенный в детстве, он, как и большинство советских граждан, мало что знал о Церкви, о Христе практически ничего не слышал, Евангелие не читал. Однако, будучи интеллектуально развитым человеком, он мало-помалу, с присущей ему профессиональной дотошностью, по крупицам собрал-таки сведения о христианстве, пользуясь атеистическими изданиями. В следователе пробудился интерес к вере, которую приходилось скрывать даже от родной, но неверующей жены. Под служебным мундиром он уже носил нательный крест. Об этом не знала ни одна живая душа…

Случилось так, что он вел расследование в отношении одного преступника, даже с виду походившего на маньяка, настолько он был явно зомбирован внушениями демонических сил. Следователь должен был провести дознание. На одном из допросов присутствовал врач судебной медицины, которому надлежало составить акт о вменяемости подследственного. Представьте себе, что на глазах у изумленного следователя этот криминальный элемент вдруг схватил банку с жидким клеем (тогда еще документы подклеивались к делу казеиновым клеем) и, медленно заведя руку назад, вылил содержимое банки прямо на лицо и гражданский костюм врача, который в это время, не отрывая глаз от листа бумаги, кропал заключение о вменяемости преступного типа… Был канун 8 марта, и врач уже принарядился, видимо, собираясь сразу же отправиться куда-нибудь в театр или в ресторан… Костюм у медика был роскошный: в спешке, вероятно, уже предвкушая радости праздничного вечера, он даже не озаботился накинуть на себя белый халат…

Не буду долго описывать, как мой собеседник спасал от разгневанного франтоватого врача своего подследственного. Уже потом, изолировав хулигана, следователь распекал его:

– Да как же ты смел испортить праздник этому доброму человеку?! Он ведь тебе ничего плохого не сделал! Зачем ты изгадил ему костюм? Твои безобразные действия только отягощают дело…

– Мне велели, – обреченно выдохнул обвиняемый, глядя в никуда своим мутным взором.

– Кто тебе велел? – он и содержался-то в одиночной камере.

– Те, кто мною управляют.

– Гм… Ну, хорошо. Врач-то был весь из себя разодет. Вылил бы на меня, я по крайней мере в служебной форме.

– Товарищ следователь, на вас нельзя.

– Почему?

– Так на вас же крест…

Это признание сделало следователя по-настоящему верующим человеком. Он тогда понял, что демоническая сила, управлявшая несчастным, ведала, что грудь следователя защищает святыня креста. Никто из людей этого не знал. Но, словно огнем, палимые силой Креста бесы знали и боялись…

Вот какое господство над полчищами бесов имеет христианин только потому, что под его одеждой скрывается пусть и маленький нательный крестик!

В завершение беседы зададимся вопросом: символом чего является орудие славной победы над грехом, диаволом и смертью? Обращаю ваше внимание, что нижняя часть Креста Христова уходит вглубь горы Голгофы... Это, как мне видится, образ смирения. Основание Креста, несомненно, указывает каждому христианину на необходимость смиренного суждения о собственной личности: мы должны почитать себя за малую малость, за ничтожество, за прах, умом и сердцем смиряясь пред Господом Сил, Господом Славы, Распятым за человеческий род на Древе. А верхняя часть Креста уходит в Небо… Быть может, это знак того, что мыслям и чувствам христианина подобает всегда устремляться к Небесному Отцу в молитве, внимательной, сердечной и сокрушенной… Что касается горизонтальной перекладины, вдоль которой распростерты руки нашего Спасителя, обнимающие Вселенную, – это образ милосердия, любви, напоминание о том, что вторая заповедь закона призывает нас любить ближних, как самих себя, и более того – как нас возлюбил Христос.

Таким образом, взирая на Крест, мы всегда должны помнить о смирении как основании благочестивой жизни; знать, что истинное проявление горячей веры – это молитва, устремленная к Небесному Отцу; а питается вера деятельной любовью к ближнему, подобной той беспримерной Божественной любви, что явлена людям Господом Иисусом Христом в Его искупительной Жертве на горе Голгофе…

Источник

Автор:

Юридическая помощь и консультация в нашем храме

Консультации предоставляются ежедневно, по предварительной записи по телефонам:
+7 926 186 21 62
+7 826 209 62 27
Наумов Игорь Викторович

Храм рождества Иоанна Предтечи в Ивановском
ул. Сталеваров, д. 6 111531 Москва Москва
+7 495 300 70 90 info@i-hram.ru