
Каждый, кто хоть раз был на литургии, видел, что в определенный момент на амвон выходит священник, дьякон или чтец и зачитывает вслух фрагмент из Священного Писания. Как Церковь решает, что именно читать сегодня?
Евангелие всегда читают на литургии или только в особые дни?
Евангелие, как и Апостол (богослужебная книга, которая содержит в себе книгу Деяния святых Апостолов и 21 апостольское послание) читают за каждой литургией. Исключение составляет литургия Преждеосвященных Даров, которая служится в будние дни во время Великого поста. На ней Евангелие и Апостол читаются только в том случае, если на этот день приходится память особо почитаемого святого.
А как именно определяется порядок чтений? Просто читают все по порядку с начала и до конца?
Чтения Евангелия и Апостола происходит не подряд. Весь текст разделен на специальные разделы, называемые «зачала». На каждый день установлены свои зачала таким образом, чтобы за год прочитывался весь текст Нового Завета, за исключением Апокалипсиса. Но помимо этих, так называемых рядовых, зачал есть еще зачала особые, связанные с конкретным праздником или памятью святых. В такие дни в храме может за литургией читаться сразу несколько отрывков. Один из рядового зачала, а остальные — из зачал праздника или святого.
Эти зачала — они неподвижны из года в год?
Годичный цикл чтения Евангелия и Апостола за богослужением начинается с праздника Пасхи. Но поскольку этот день в календаре подвижен, соответственно, и все чтения могут сдвигаться. Порядок евангельских чтений находится в конце богослужебного Евангелия, в указателе, носящем название «Сказание, еже како на всяк день должно есть чести Евангелие седмиц всего лета». Похожее расписание чтений из Деяний и апостольских посланий есть в конце богослужебного Апостола.
Сложно... Как священники не запутываются?
Чтобы облегчить жизнь священнослужителям, в Церкви ежегодно проводятся календарные расчеты и на их основе издается сборник под названием «Богослужебные указания на год». В нем чтения скорректированы и сгруппированы, исходя из особенностей церковного календаря на конкретный год.
А что, из всей Библии на службах читают только Новый Завет? А как же Ветхий?
Из Ветхого Завета во время богослужения чаще всего используется книга Псалтирь. Целые псалмы или их фрагменты можно слышать за каждым церковным богослужением. Другие книги Ветхого Завета читаются главным образом на будничных службах в период Великого поста. Также чтения из Ветхого Завета, так называемые паремии, — могут включаться в службу вечерни, если на следующий день отмечается большой праздник или память почитаемого святого.
Почему из Нового Завета никогда не читают Апокалипсис?
Судя по всему, в древности Апокалипсис (Откровение Иоанна Богослова) во время службы читался. Делалось это после воскресной литии — части всенощного бдения, во время которой священник благословляет хлеб, вино и масло. На это есть указание в Типиконе — книге, которая определяет правила совершения богослужения. В современной практике, когда всенощное бдение стало существенно короче, чем раньше, чтений из Священного Писания во время литии не бывает.
Зачем нужны сложные церковные обряды, не проще ли обойтись простой сердечной верой?
Простая сердечная вера и существование церковных обрядов не противоречат друг другу, но, напротив, друг друга дополняют. Для начал давайте разберемся, что такое обряд? Само это слово имеет славянские корни и означает наряд или одежду. То есть обряд — это внешнее выражение веры человека, то, что делает эту веру видимой и ощутимой, обряжает ее для манифестации вовне. Обряд — это и средство религиозной идентификации: вы наверняка почувствуете различия между обрядами христианских церквей и религиозными церемониями в исламе или индуизме. Наконец, обряд — это аккумулятор духовного и культурно-исторического наследия той или иной религиозной традиции.
Из Евангелия мы видим, что Господь Иисус Христос также участвовал в обрядах ветхозаветной религии: Он как и все остальные люди, приходившие на Иордан, принимает крещение от Иоанна Предтечи. Многие творимые Господом чудеса сопровождаются определенными действиями: Он делает слепому глаза из придорожной пыли, благословляет хлеба и рыбу, которые затем чудесным образом умножаются, повелевает расслабленному взять подстилку и идти. Во время Тайной вечери Спаситель устанавливает Таинство Евхаристии, возглавляя ветхозаветную пасхальную трапезу, порядок совершения которой был детально прописан в иудейской традиции. Своим ученикам Иисус Христос также завещает совершение конкретных действий, которые призваны свидетельствовать об их вере. По примеру своего Учителя, апостолы также крестят в воде обращающихся в христианство, служат Евхаристию, благословляют, низводят благодать Святого Духа через возложение рук на епископов и священников.
Эти священные церемонии продолжили свою жизнь и дальше, в истории Церкви. Со временем выработался определенный порядок их совершения — собственно обряды. Они только на первый взгляд кажутся сложными и непонятными, как в общем-то все, с чем мы сталкиваемся в первый раз. Чтобы прочитать книгу, надо сначала научиться читать. Чтобы понять, как работает тот, или иной прибор, нужно вначале посмотреть инструкцию. Чтобы разобраться в содержании богослужения, неплохо было бы ознакомиться с основами церковно-славянского языка и чаще посещать церковь. Так же и обряды — под внешними действиями бьется не только живая вера человека в Бога, но высокое богословие, красота, богатство и конкретные обстоятельства церковной истории, для понимания которых нужно немного потрудиться. Например, обрядовая сторона таинства венчания передает не только учение Церкви о браке, но и полную драматизма историю брачных отношений в Византийской империи, а чаша вина, которую совместно выпивают жених и невеста напоминает нам о главном таинстве Церкви — Святой Евхаристии.
Парадоксально, но часто люди, выступающие против церковных обрядов, сами окружают те, или иные церковные праздники бессмысленными действиями, поверьями и запретами. Отсюда часто возникают довольно странные вопросы — можно ли посещать кладбище в православные праздники, или косить траву до Троицы. Много суеверий и странных представлений, не имеющих отношения к духовной жизни, связано с использованием крещенской воды.
Обрядов не нужно бояться — обряды сопровождают любые важные события в жизни людей. У всех народов свадьба, похороны или рождение ребенка связаны с теми или иными обрядами. Обряд — это язык, на котором мы говорим друг с другом о самом важном. Нельзя выразить словами то, что может сказать простой поцелуй или рукопожатие. Неудивительно, что Церковь прибегает к этому языку в общении с Богом. Кроме того, обряд объективирует духовную жизнь. Субъективное внутреннее переживание получает в церковных Таинствах запечатление в объективном, внешнем знаке, который, как верует Церковь, есть свидетельство совершившегося действия Божия.