Воскресный листок №09 (362). Как не погрешить в храме? Объясняет богослов Алексей Осипов Читать
Воскресный листок №06 (359)

Исповедь — это не отчёт о проделанных грехах...

04.02.2021
Исповедь — это не отчёт о проделанных грехах...

Профессор Алексей Осипов — о смысле духовной жизни.

Что такое духовная жизнь? Это посещение храмов и участие в торжественных богослужениях и таинствах или же этого недостаточно, рассказал православный богослов, заслуженный профессор Московской духовной академии Алексей Ильич Осипов.

Храм — это просто особое место, куда можно сбежать от суеты житейской. Храм — это комфортабельные условия для молитвы. Можно жить в разных условиях — в шалаше или во дворце. Так и храм — это особо предназначенное место для молитвы, где совершается богослужение, где идёт чтение евангельских текстов, где нас окружают иконы, где мы слышим проповедь и пение…

Вы чувствуете, какой комфорт? Но жизнь показывает, что чем комфортабельнее живёт человек, тем больше он разваливается. Посмотрите, как меняется образ жизни и поведение людей, когда они становятся богатыми.

Храм — это богатство душевное (не духовное), с которым нужно обходиться осторожно, потому что мы легко привыкаем к комфорту. И порой даже в храме мы ищем услады, а не молитвы.

Святитель Игнатий Брянчанинов писал:

"В настоящее время существенная нужда в правильной молитве, а ее-то и не знают! Не знают, что она должна быть орудием и выражением покаяния, ищут наслаждения и восторгов, льстят себе и орудием, данным во спасение, убивают свои души".

Разве радости и восторгов ищет больной человек? Тяжело больной человек ищет лишь одного — исцеления.

Храм — это особое место для молитвы. Но отцы предупреждают, чтобы мы не превращали место молитвы и покаяния в место развлечения, поиска радостей и наслаждений. Тогда орудие нашего спасения превращается в орудие нашей гибели.

Не случайно ещё древние говорили, что всё, что даётся даром, способно развращать. Нужно задуматься, не используем ли мы храм для мечтаний и развлечений? Покажи свою веру, человек: действительно, ты хочешь молиться или ты хочешь посещать храм?

Обратите внимание, во что сейчас превратили христианство на западе. Духовная жизнь, в христианском понимании запада, это посещение храма и участие в таинствах.

Что такое духовная жизнь в нашем понимании? Ходить в храм, причащаться, исповедоваться, собороваться, иконы целовать, участвовать в крестных ходах… Какое извращение!

Духовная жизнь определяется только одним: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня...» Духовная жизнь — это жизнь со Христом.

Да, мы, действительно, постоянно согрешаем. Но Господь дал нам великое милосердие — возможность каяться. Вот в чём духовная жизнь состоит. «Блаженны чистые сердцем…» А не те, кто посещает великолепные богослужения.

Это, действительно, большое искушение — подменить духовную жизнь прекрасной внешней формой.

В середине девятнадцатого века святитель Игнатий Брянчанинов писал:

«У нас есть хорошая внешность: мы сохранили все обряды и символ первобытной Церкви; но всё это мертвое тело, в нём мало жизни».

Да, мы ходим в церковь и участвуем в обрядах, но нас никого не тронь. То есть никакой борьбы со страстями, никакого понуждения себя к духовной жизни.

Святитель Феофан сказал об этом ещё более прямолинейно:

«И часы хорошие идут исправно; но кто скажет, что в них есть жизнь?!».

То есть вся церковная жизнь превратилась в исправные часы. Пришёл праздник — идём в храм. Пришёл Великий пост — делаем то, что положено. А главное-то как раз заключается в том, что если мы больны, то нужно лечиться, а не торжествовать. Нужно лечиться, а не любоваться. Нужно лечиться, а не искать наслаждений и восторгов.

Недавними ограничениями в посещении храмов Господь словно бы дал нам возможность задуматься, правильно ли мы понимаем смысл духовной жизни. Не превратилось ли у нас всё это в соблюдение обычаев и внешней формы? Ведь саму исповедь превращают в отчёт о проделанных грехах. И это вместо покаяния.

Во что превращают причащение? Вместо осознания своей греховности, вместо осознания своего не достоинства, вместо того, чтобы с покаянием подходить к причащению... мы приходим причащаться по праздникам ("Надо бы на Пасху причаститься!").

Великие таинства церкви мы подменяем внешней формой.

Надо понимать, что есть мир душевный, есть мир духовный и есть мир плотский. Иисус сказал:

«... мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам".

Чего же мы ищем — спасения, исцеления или наслаждения, удобства, восторгов и утешений? Прямым путём идём к тому, что проповедует язычество. На церковном языке это называется обмирщение.

А христианство призывает к спасению. И сам Христос зовётся Спасителем

https://zen.yandex.ru/t/алексей%20ильич%20осипов

Святитель Феофан Затворник.
Мысли на каждый день года.

(Лк. 16, 10-15). "Не можете служить Богу и мамоне". Раздвоенная мысль и раздвоенное сердце делают человека ни к чему негожим; ибо "человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих". Он или ничего не делает, или делает да переделывает, то есть, одною рукою строит, а другою разоряет. Источник истинно богоугодной жизни - твердая решимость во всем угождать Богу. Эта решимость устремляет все помышления, желания и чувства человека на одно, и объединяя таким образом его внутреннее, делает его сильным на дела и вносит единство во всю совокупность его деятельности, сообщая ей один характер. Дела такие благоуспешны и многоплодны потому, что полны истинной жизни. Отчего вялость, неподвижность, бесплодность дел? От внутренней безжизненность, а внутренняя безжизненность от раздвоения внутреннего. Не сознана единая цель, не поставлена она законом жизни, - дела и идут, как пришлось. Оттого одни направляются в одну сторону, другие в другою; здание жизни и не созидается. Избери цель и посвяти ей жизнь. Настоящая, главная цель указана богоподобным естеством человека; она живое богообщение. К это главной цели обращай и цели частные, ученые, житейские, гражданские, коммерческие, служебные, правительственные. Если бы всякий в обществе держался этого - в общество внесен бы был строй один общий, и один дух всех бы исполнил.


Автор:

Юридическая помощь и консультация в нашем храме

Консультации предоставляются ежедневно, по предварительной записи по телефонам:
+7 926 186 21 62
+7 826 209 62 27
Наумов Игорь Викторович

Храм рождества Иоанна Предтечи в Ивановском
ул. Сталеваров, д. 6 111531 Москва Москва
+7 495 300 70 90 info@i-hram.ru