В день памяти святого равноапостольного Константина Великого, благосклонному вниманию читателей предлагается перевод неопубликованного и, по-видимому, древнейшего канона святому равноапостольному императору Константину. Он был найден автором этого сообщения в греческих рукописях Синайского монастыря: ΜΓ5 (IX в.), Sin. 637 (ΧΙ–ΧΙΙ в.) и в рукописи XII–XIII веков Парижской национальной библиотеки: Parisinus Graecus № 1566.
Весьма вероятно, что этот канон создан преподобным Иоанном Дамаскиным, поскольку его имя написано в 1-й песни в парижской рукописи («Ιωάννου μοναχοῦ»).
Чем интересен этот канон?
Во-первых, в древнейшем каноне императору Константину (далее ДК) явно поддерживается версия, согласно которой Крест явился Константину на дунайской границе перед сражением с готами:
Ο πάλαι τὴν νίκην διὰ σταυροῦ
Κατὰ βαρβάρων παρασχὼν
Τῷ σῷ Κονσταντίνῳ
Αὐτὸς τῷ βασιλεῖ ἡμῶν
Καὶ τὰ νῦν ἐπικούρησον.Древле победу крестом
Даровавший на варваров
Твоему Константину,
Сам и царю нашему
И ныне споборствуй.
То, что снимается сюжет о междоусобной войне между Константином и Максенцием, в высшей степени значимо: с одной стороны, неизвестный автор не желал давать никакой идейной опоры для мятежей внутри империи, с другой – хотел явить образ императора Константина как защитника христианской империи от варварской стихии, как заступника и помощника современного автору императора. Вероятно, этими варварами были арабы-мусульмане: об этом может свидетельствовать третий тропарь 3-й песни:
Ωσπερ
Σταυροτύποις ἔτρεψας
Ẻν Σινᾷ παλαμαῖς Ἀμαλὴκ τὸν ἀλλόφυλον
Τοὺς τυράννους τῷ πιστωτάτῳ
Βασιλεῖ, Χριστὲ ὑπόταξον.Подобно тому,
Как обратил крестообразными
В Синае дланьми Амалика иноплеменного,
Тиранов вернейшему
Царю, Христе, покори.
Имеется в виду рассказ в книге Чисел о том, как Моисей в столкновении с пустынными кочевниками амаликитянами в молитве поднимал руки к небу, и пока он их держал воздетыми, побеждали евреи. Христианская традиция, самое позднее – со II века, начиная с Сивиллиных оракулов, считала простертые руки Моисея прообразом Креста. Соответственно, император приобретал черты Моисея – вождя израильского народа – и становился предводителем Нового Израиля – христианского народа.
Во-вторых, в истории предания о явлении Константину Креста ДК поддерживает версию о том, что император прочел надпись «Сим победиши», а не услышал глас:
Τοῦ͂ σταυροῦ δὲ τὸ ὅπλον
Ẻκ μέσῳ ἀνέλαμψε
Διαγράφον ἐν τούτῳ
Νικᾶν καὶ κρατύνεσθαι
Ὅθεν τῆς ψυχῆς σου
Ἐπανοίξας τὸ ὄμμα
Τὸ γράμμα ἀνέγνωκας
Καὶ τὸν τρόπον μεμάθηκας,
Κονσταντῖνε, πανσέβαστε.И в средине сияло
Креста же оружие,
Предначертывая этим
Побеждать и державствовать.
Сего ради души Твоей
Ты отверзл cвои очи,
Прочел надписание
И научился образу,
Константине всечестне.
В-третьих, если в традиционно употребляемой службе Константину и Елене за 21 мая Крест обретает императрица Елена (что соответствует исторической реальности), то в ДК показательно почти полное отсутствие упоминаний об императрице (за исключением кондака, который явно является вставным и более поздним элементом). Согласно ДК, не царица Елена, а император Константин извлекает Крест Господень, он же разрушает языческие храмы на Голгофе:
Τὸν ζωοποιὸν
Σταυρὸν ποθήσας
Ὡς ἀναφαίρετον ἐκ γῆς
Ἠρύσω πλοῦτον, ἄναξ
Πᾶσι τοῖς ἀνυμνοῦσι
Χριστὸν τὸν Θεὸν ἡμῶν
Εἰς τοὺς αἰῶνας.Животворящий
Крест ты возжелал,
Как неотъемлемое от земли
Богатство, выкопал, владыко,
Всем воспевающим
Христа Бога нашего
Во веки.
Именно император должен был обрести Крестное Древо – «оружие непобедимое»
Чем объясняется замена царицы Елены на императора Константина? Помимо общих соображений – господства патриархальных принципов в византийском сознании – здесь следует отметить и то, что в теме обретении Креста для византийцев актуальной являлась тема борьбы и победы: Христу – Победителю смерти, одолевшему ее на Кресте, в символическом плане соответствовал император – воин и победитель, который и должен был обрести Крестное Древо – «оружие непобедимое», «победное знамение». Кроме того, вероятно, для преподобного Иоанна Дамаскина было важно полное соответствие в том значимом и знаковом ряду, который мы рассмотрели выше: вначале только Константину является Крест в ночи на небе, затем его обретают в глубинах земли с тем, чтобы он явился всем.
Крест становится не только «оружием мира», но и властной инсигнией.
Ὡς χριστολάτρης, ἄναξ
Καὶ βασιλεὺς σταυροφόρος
Τοῖς ἀποστόλοις συνηρίθμησας,
Κωνσταντῖνε ἔνδοξε.Как христослужитель, владыко
И царь крестоносительный,
К апостолам сопричислился ты,
Константине славне.
Этот тропарь для нас важен в целом ряде отношений.
Во-первых, в нем впервые фиксируется равноапостольный статус императора Константина, его сопричастность к апостолам. Сам император Константин относился к апостольству своего имперского служения с полной серьезностью; возможно, сам термин «епископ внешних дел» (ἐπίσκοπον τῶν ἔξω) был связан для него именно с ним. Не случайно он строит Апостолион – храм святых апостолов, ставший для него местом последнего пристанища. Однако византийское общество, как это ни странно, признало императора Константина равноапостольным сравнительно поздно, несмотря на то, что впервые попытку сопричислить его к апостолам сделал еще Евсевий Кесарийский. Впервые термин ἰσαπόστολος фиксируется в современной службе императору Константину. Если рассматриваемая нами служба действительно принадлежит преподобному Иоанну Дамаскину, то это самое раннее свидетельство о почитании.
Во-вторых, император именуется «крестоносным». Данный термин имеет много смыслов: в церемониальном значении он впервые появляется в трактате «De ceremoniis» Константина Багрянородного, где в числе прочих участников процессии упоминаются σταυροφόροι – «крестоносители». С церемониально-иконографической точки зрения термин σταυροφόρος напоминает изображение императора, держащего Крест, – иконографический тип, известный со времени Юстиниана II. Как справедливо отмечает М.Н. Бутырский, «появление шестиконечного “патриаршего” креста на монетах Юстиниана II, а затем Феофила могло быть связано с актуализацией идеи Животворящего Древа как палладиума империи». Соответственно, образ «крестоносного» императора Константина в гимнографии нес те же смыслы, что иконографический образ на монете: символ власти, обретения Крестного Древа – и в то же время вселенского имперского апостольства.
Не в последнюю очередь, возможно, термин σταυροφόρος типологически связан с образом Моисея, свидетельством тому является одно место в «Собрании изречений из Ветхого Завета» святителя Кирилла Александрийского: «И когда Моисей поднимал руки, побеждал Израиль, а когда опускал – побеждал Амалик. Ведь руки, поднятые вверх на воздух, изображают образ Креста, а всякий крестоноситель побеждает».
Итак, в каноне дается величественный образ крестоносного равноапостольного императора – защитника империи и Церкви, обретшего Животворящий Крест справедливого и человеколюбивого правителя, «верного царя».
Диакон Владимир Василик
Источник