Воскресный листок №16 (524). Похвала Пресвятой Богородицы: почему это удивительно теплый, добрый и радостный праздник Читать
Воскресный листок №46 (438)

Загадки Евангелия от Иоанна

24.11.2020
Загадки Евангелия от Иоанна

Евангелие от Иоанна часто называют самым загадочным и даже таинственным, а многие важные события из жизни Иисуса Христа – такие, как воскрешение Лазаря – описаны только здесь. Почему это так? И как разгадать загадки этой книги?

Автором четвертого Евангелия считается апостол Иоанн Богослов. Но некоторые ученые говорят, что оно написано чуть ли не во II веке от Р. Х.! Так кто же автор?

Действительно, древнейшая из найденных рукописей Евангелия от Иоанна – небольшой фрагмент папируса P52 с отрывками из 18-й главы – датируется, причем довольно надежно, II веком от Р. Х. Церковные писатели начинают ссылаться на четвертое Евангелие тоже только со второй половины II века. Но все они в один голос называют его автором Иоанна – того самого, который во время Тайной вечери возлежал у груди Иисуса (Ин 13:23). Об этом как о несомненном факте писали Ириней Лионский (около 130-202 гг.) и Тертуллиан (155/165 –220/240 гг.). А Климент Александрийский (150-215 гг.), опираясь на «слова древних пресвитеров», добавлял, что «Иоанн, последний [из евангелистов], видя, что те Евангелия возвещают земные дела Христа, написал, побуждаемый учениками и вдохновленный Духом, Евангелие духовное».

По сведениям Епифания Кипрского, Иоанн закончил свой труд, когда ему было 90 лет. Если предположить, что во времена евангельских событий (то есть около 30 года) апостолу было 20 лет, то его Евангелие вполне могло появиться на свет в 100 году. Это примерно соответствует тем датировкам, которые дают современные ученые.

Конечно, в библейской науке не обошлось без споров о том, действительно ли автор этого возвышенного богословского текста – Иоанн Зеведеев. Тот самый простой рыбак (правда, из семьи с положением – как известно из Евангелия, он был знаком иерусалимскому первосвященнику!), который вместе со своим братом Иаковом просил как-то у Иисуса Христа разрешения стать Его правой или левой «рукой», когда Тот станет царем (см.: Мф 20: 21-24)?Да и само четвертое Евангелие не дает однозначного ответа на вопрос об авторе: сказано только одно – его написал «ученик, которого любил Иисус». Звучали версии, что это некий пресвитер по имени Иоанн, апостол Фома и даже… Мария Магдалина!

Уже в XX веке авторство Иоанна Богослова отстоял британский епископ Брук Фосс Уэсткотт – один из самых известных библейских текстологов XX века, работа которого принесла замечательные результаты всей библейской науке. Он скрупулезно проанализировал содержание и язык четвертого Евангелия и последовательно доказал, что его автор был: 1) евреем; 2) жил в Палестине; 3) был очевидцем евангельских событий; 4) входил в круг двенадцати апостолов; 5) это был не кто иной, как апостол Иоанн.

Почему автор четвертого Евангелия называет себя «любимым учеником» Иисуса? Ведь это нескромно!

То, что он не раскрывает своего имени, – скорее как раз признак скромности. А если отвечать на вопрос по существу… Едва ли, конечно, у Спасителя были «любимцы». Скорее всего, Он как Сердцеведец прозревал в Иоанне какую-то особенную глубину, мистический дар, способность видеть и понимать то, что не все видят и понимают. Потому и приблизил его к Себе.

Иоанн же называет себя любимым учеником, просто чтобы объяснить, как случилось, что именно он возлежал на Тайной вечере ближе всех к Господу Иисусу и смог потихоньку выведать у Него имя предателя Иуды. Или – как вышло, что именно ему Христос, уже пригвожденный ко Кресту, поручил заботу о Своей Матери.

И, конечно, Иоанну было важно заявить, что его рассказ о Христе – это рассказ очевидца: Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его (Ин 21: 24). Дело в том, что ко времени написания четвертого Евангелия среди иудеев (да и не только) уже распространились серьезные заблуждения о Христе. Стали говорить, например, что будто бы Иисус не был вполне человеком, а явился как бестелесный призрак, так что и распятие Его на Кресте было кажущимся¸ и смерть – иллюзорной…

Иоанн Богослов усердно боролся с подобными ересями. Именно поэтому в его Евангелии так важны детали, свидетельствующие, что Господь Иисус был живой человек из плоти и крови. Он полдня проводит в пути, устает и просит у женщины воды (Ин 4: 6,7); приходит ко гробу Лазаря и плачет (Ин 11: 35); воскреснув, предлагает апостолу Фоме вложить пальцы в раны от гвоздей и от удара копья на Его теле (Ин 20: 27). Он явно не был призраком.

Почему Иоанн не сообщает о таких важных событиях, как Рождество Спасителя или Его Преображение?

Потому, что он хотел не заново рассказать обо всех событиях, связанных со Христом, а только дополнить других евангелистов, чьи воспоминания к тому времени уже были записаны. Целью Иоанна было досказать самое важное из того, о чем по каким-то причинам умолчали Матфей, Марк и Лука, которых в библейской науке принято называть «синоптиками» (от греч. Συνοπτικός – описывающие что-либо вместе). Именно поэтому Евангелие от Иоанна может показаться тематически почти не связанным с тремя другими. Сюжетных «пересечений» всего несколько: насыщение пяти тысяч человек, хождение по водам, Тайная вечеря, отречение Петра, суд у Пилата, распятие – вот, по большому счету, и всё... Да и эти события описываются существенно иначе, чем у «синоптиков».

Например, в рассказе о Тайной вечере нет слов: Приимите, ядите, сие есть Тело Мое… Сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф 26: 26, 28). Зато Иоанн вспоминает, как Иисус Христос омыл ученикам ноги перед трапезой и заповедовал им следовать этому примеру любви. А затем подробно пересказывает прощальную беседу Спасителя с апостолами.

Целью Иоанна было не просто рассказать, как всё было, а подчеркнуть главное: Иисус Христос – не просто Учитель, а Сын Божий, во всем равный Богу Отцу.

Я и Отец – одно, – говорит Иисус спорившим с Ним иудеям. – Когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем (Ин 10: 30, 38).

Один из учеников, Филипп, обращается к Иисусу со словами: Господи! Покажи нам Отца, и довольно для нас, – а в ответ слышит: Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела (Ин 14: 6-11).

Завершая беседу с учениками, Христос возносит молитву к Богу: Прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира (Ин 17: 5).

Он не исправляет апостола Фому, который, убедившись в Его воскресении, восклицает: Господь мой и Бог мой! Наоборот, Спаситель подтверждает его правоту: Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие (Ин 20: 28, 29).

Подобных мест в Евангелии от Иоанна очень много.

Источник: https://foma.ru/zagadki-evangelija-ot-ioanna.html
Окончание в следующем номере

Автор:

Юридическая помощь и консультация в нашем храме

Консультации предоставляются ежедневно, по предварительной записи по телефонам:
+7 926 186 21 62
Тарасов Игорь Викторович

В храме Рождества Иоанна Предтече в Ивановском г. Москвы просветительское собеседование перед совершением таинства Святого Крещения и таинства Венчания проводится ежедневно, кроме понедельника в 18 час. 20 мин.

Храм рождества Иоанна Предтечи в Ивановском
ул. Сталеваров, д. 6 111531 Москва Москва
+7 495 300 70 90 info@i-hram.ru