Воскресный листок . Святой равноапостольный князь Владимир и крещение Руси Читать
Воскресный листок №16 (328)

Почему говорится, что Христос был мертв три дня и три ночи

28.04.2020
Почему говорится, что Христос был мертв три дня и три ночи

Почему говорится, что Христос был мертв ТРИ ДНЯ И ТРИ НОЧИ, если Он пробыл во гробе только две ночи и день?

Оригинальный ответ на этот вопрос был дан раннехристианским автором Афраатом, жившим в первой половине IV века. Согласно Афраату, Христос предал Себя на смерть в тот момент, когда преломил Свое тело на Тайной вечере. Именно по этой причине Он молчал на допросе у первосвященников и у Ирода: как мертвый по собственной воле, Он не считал возможным говорить (подобное обоснование безмолвия имело место в христианской аскетике). С четверга на пятницу прошла первая ночь. В пятницу во время Распятия солнце померкло: тем самым пятница как бы распалась на два дня, разделенных короткой ночью. Затем была ночь с пятницы на субботу (третья ночь) и субботний день (третий день). Там Христос пребыл умершим три дня и три ночи.

Мы благодарим священника Александра Полховского, зав. кафедрой богословия Минской духовной семинарии, обратившего наше внимание на этот текст. Приведем рассуждение Афраата целиком в переводе с сирийского о. Александра:

«Итак, покажи нам, о, премудрый, что это за сии три дня и три ночи, в которые наш Спаситель был среди мертвых? Ибо вот мы видим три часа пятницы, ночь, которая предшествовала субботе, весь день, и в ночь на первый день седмицы Он воскрес. Разъясни мне, [где] сии три дня и три ночи! Ибо вот день и ночь завершились, тем не менее, истинно то, что сказал наш Спаситель: «Ибо как Иона, сын Маттая, был во чреве рыбы три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли» (ср. Мф. 12:40).

В самом деле, от часа, в который Он преподал Свое Тело в пищу и Свою Кровь в питие, так прошли три дня и три ночи. Ибо была ночь, когда вышел от них Иуда (ср. Ин. 13:30), и одиннадцать Его учеников вкусили Тело нашего Спасителя и испили Его Кровь: вот, итак, одна ночь, предварявшая пятницу. До шестого часа, в который осудили Его, вот, таким образом, один день и одна ночь. [Далее] три часа, в которые была тьма, от шестого часа до девятого, и три часа по прошествии тьмы: вот, два дня и две ночи. [Затем] целая ночь, предшествовавшая субботе, целый день субботний: они завершили, таким образом, три дня и три ночи, в которые Господь наш был среди мертвых. В ночь на первый день седмицы Он воскрес из мертвых».

Перевод выполнен по изданию Aphraatis Sapientis Persae Demonstrationes (Patrologia Syriaca t.1). Paris, 1894. P. 520.

Православный портал о Христе и христианстве «Иисус»: https://jesus-portal.ru/

Будет ли героизмом попасть в храм на Пасху?

Вопрос: У идеи дистанционно отмечать Пасху (например, на дому) оказалось много противников. Например, протоиерей Андрей Ткачев напомнил, что в блокадном Ленинграде люди под обстрелами ходили в храм – что, им может сейчас помешать коронавирус на службу прийти? Что бы Вы ему ответили?

Митрополит Иларион: Мне трудно согласиться с такой аргументацией, и вот по какой причине: когда человек в блокадном Ленинграде шел в храм зная, что он может погибнуть под бомбежками; он рисковал собственной жизнью, и в этом можно увидеть некий героизм. Когда сегодня люди, которым говорят «сидите дома», а они все равно идут в храм; которым говорят «поберегите других», а они все равно выходят на улицы, игнорируют предписания городских и санитарных властей, то они подвергают риску не только самих себя – они подвергают риску и других. Поскольку, как известно, каждый человек, даже вне зависимости от того, имеет ли он признаки коронавируса, может быть переносчиком этого вируса. И, кроме того, вы можете прийти в храм или еще куда-то пойти, и вирус не затронет вас, но вы принесете этот вирус в квартиру, где находится пожилой человек, и потом у этого пожилого человека будет воспаление легких. Кому-то диагностируют коронавирус, кому-то не диагностируют; а человек уйдет в мир иной.

Я думаю, что сейчас не та ситуация, когда следует проявлять такого рода героизм – лучше давайте проявим заботу друг о друге, посидим дома и дождемся того момента, когда мы снова сможем полноценно участвовать в церковной жизни.

Автор:

Юридическая помощь и консультация в нашем храме

Консультации предоставляются ежедневно, по предварительной записи по телефонам:
+7 926 186 21 62
+7 826 209 62 27
Наумов Игорь Викторович

Храм рождества Иоанна Предтечи в Ивановском
ул. Сталеваров, д. 6 111531 Москва Москва
+7 495 300 70 90 info@i-hram.ru