Важно знать, как вести себя в храме, на что ориентироваться, что делать? Ведь многие подчас этого не знают…
Раньше, до революции, мужчины стояли справа, а женщины слева.
Приходят муж женой — тут же расходятся. И уж тем более молодой человек с девушкой. тут ясно — расходятся, никто за ручку не держится. Это для того, чтобы просто не мешать друг другу.
Это действительно мешает. И это прекрасно понимали: молодые люди стоят — парни, девушки — как тут не толкнуть в бок, или ещё чего-нибудь такого...
— Разойдитесь пока. Вы пришли сюда для других целей!
КАК НЕ НАДО
Или, например, стоят люди в храме, богослужение, вдруг протискивается… расталкивает… и, чмок икону!
Оказывается, всех нужно растолкать... Неважно кто тут: «Мне нужно чмокнуть икону!». Я уже не говорю «поцеловать»...
— Кто же так делает? Это что за безобразие?!
Тоже самое свечки! Проходят, толкают людей: "Нам нужно свечку поставить!"
— А что такое свеча? Что она означает? Зачем она ставится?!
Свеча… Если мы хотим действительно поставить свечу… Свеча — это символ, это знак моей молитвы — это огонек молитвы горит!
Свеча — это огонь! Значит ты тоже должен как огонь молиться! Молится со вниманием, с благоговением! Свеча — это символ!
— Ну неужели Господу Богу свечи наши нужны?! Как вы думаете?
«Ой бедный святой, он не знает где ему свечку купить, - Мы ему купили, поставили, - Угодили, не знаю как!»
Избави Бог, расталкивая людей идти к этому подсвечнику или к этой иконе, мешая людям, отвлекая их от молитвы, еще и навлекая на себя осуждения: «Вы что толкаете? Вы что не видите?!»
И осуждение, и гнев! И от чего? От того, что человек прошел поставил свечку: «Вот тебе, Никола, свечка!»
— Да, очень Николе это нужно…
ХЛЕБ И ВИНО
Очень много значит даже вот эта внешняя сторона поведения. Обратите внимание: вот идет литургия, обедня…
Самый главный момент в литургии — это так называемый Евхаристический канон: «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, и молим Ти ся (Тебя), Боже наш»
В это время происходит самое важное таинство, самый важный момент литургии — происходит преложение Святых Даров — это самое главное!
Когда молитва произнесена, дьякон должен в это время трижды громко-громко произнести: «Аминь! Аминь! Аминь!» То есть: «Истина! Истина! Истина!»
…Земной поклон должны все делать!
Потому что отныне — это не хлеб и вино — это Сам Христос сошедший соединяется с этим хлебом и вином!
И как писал святой святитель Григорий Палама: «Этот хлеб является только завесой божества Христа»
Эта завеса, она завеса божества Христа, которого причащается каждый человек подходящий к чаше.
Поэтому представьте, вот сейчас бы явился Христос… Неужели мы поклон бы Ему не сделали?! Я не знаю, кто бы выдержал и не сделал бы земного поклона...
Вот оказывается, что происходит во время литургии — Христос является!
ПРИЧАСТИЕ ХРИСТА
Таинство Евхаристии — это явление Христа, с которым мы можем соединиться, которого мы можем причаститься.
Причастие — это есть причастие к какому-то делу, к кому-то, к чему-то. А здесь — причастие Самого Христа!
Тот, кто причащается, тот становится единотелесен, единокровен Христу!
Христос во время литургии приходит к нам, и как важно в это время сделать земной поклон.
А у нас что? Все стоят как святые свечечки и не кивнут головой даже!
И это мы, православные! Даже такого не знаем! Что же это такое, подумать только…
В семинарии, не в академии, а в семинарии… Так там, как только это поют, так все падают! Все рухают! Все земной поклон…
Сразу понятно: что произошло, где мы находимся, с кем мы общаемся и с кем наша встреча.
Вот эти даже внешние вещи, они очень важны для человека. В храме надо вести себя благоговейно, нельзя разговаривать, не нужно бы и торговать… Все эти торги из храма гнать надо.
БЛАГОГОВЕНИЕ
Никаких разговоров, никаких хождений. Кто хочет приложиться к иконам, пожалуйста, придите до службы.
Нельзя во время службы расхаживать и ставить свечи, нельзя ходить по иконам и прикладываться. Не дело это! Ну неужели это непонятно?!
Вот пример. Пригласили вас в царские палаты… Вас же пригласили зачем-то, для чего-то…
Вот сейчас выйдет царь! Вы что, будет ходить и разглядывать стены, живопись и ковры?!
— Все стоят! Ждут! Неправда ли?!
Благоговение! Оно же должно же быть!!! Это же элементарная вещь. Без благоговения же нет религии, вообще нет религии!
Если мы с Богом будем запанибрата… Пришли в храм и нам море по колено… То какой же тут Бог?!
Никакого Бога тогда у меня нет! Нет у меня тогда никакого Бога, если я в храме веду себя вот таким вот образом.
Спаси нас всех Господь!