Расписание богослужений в храме Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском:
декабрь

Расписание богослужений в храме «Знамения» иконы Божией Матери в Перово:
декабрь


Воскресные листки

01.12.2018

Воскресный листок №48 (256)

"Где на Руси остались старцы?", - отвечает схиигумен Гавриил (Виноградов-Лакербая)

Кавказское подворье Валаамского монастыря было основано в 1999 году. Оно расположено ближе к морю. Приписной скит в честь Владимирской иконы Божией Матери расположен в горах, на границе Краснодарского края и Абхазии. Подворье и скит возглавляет схиигумен Гавриил (Виноградов-Лакербая), он поделился с братьями, приехавшими с берегов Ладоги, рассуждениями о Божией воле, условиях спасения и молитвенной жизни, рассказал об истории скита.

— Вы имели возможность узнать волю Божию через советы старцев — архимандритов Павла (Груздева), Кирилла (Павлова), знали учеников Глинских старцев. А что сегодня? У кого искать совета? Некоторые с надеждой смотрят на Кавказ: может быть, там старцы остались?

— Последним из плеяды Глинских старцев был схиархимандрит Виталий (Сидоренко). Когда в 1992 году он умер, старцев в горах фактически не осталось, хотя пустынники живут там до сих пор. У отца Виталия были ученики, но все они разъехались по стране. Современные же пустынники, к сожалению, не имеют духовного окормления. Каждый живет сам по себе, своим умом и своей волей. В отличие от них, прежние пустынники, населявшие пещеры и ущелья Абхазии еще до революции, имели возможность получать духовные советы, исповедоваться и причащаться у опытных духовных старцев Ново-Афонского монастыря.

Бежавшие в горы монахи разогнанной в 1961 году Глинской пустыни тоже имели своего старца-духовника, который контролировал и при необходимости исправлял отклонения и ошибки, неизбежные при духовном подвиге. Таким старцем был для них ныне прославленный преподобный Серафим (Романцов). Кроме него они обращались со своими проблемами и к другим преподобным отцам: митрополиту Зиновию (в схиме — Серафиму) и схиархимандриту Андронику (Лукашу). Последним старцем для пустынножителей был отец Виталий (Сидоренко).

Один из пустынников рассказал мне, что однажды, находясь далеко в горах и имея нужду в исповеди, он подошел к краю обрыва и стал вслух исповедоваться отцу Виталию, находившемуся в это время за сотни километров. Когда же через несколько месяцев он приехал в Тбилиси и начал исповедовать те же самые грехи отцу Виталию, тот сказал: «Зачем ты повторяешь уже исповеданное?» — и перечислил все, что тот говорил с обрыва в абхазских горах, а затем добавил: «Все это уже прощено. Разрешительную молитву я прочитал тогда же».

Таких старцев, какими были отцы Виталий (Сидоренко), Павел (Груздев), Кирилл (Павлов), я больше не знаю, хотя и расспрашивал многих священников из разных регионов нашей страны. Следует помнить о том, что говорил в IV веке святитель Нифонт Кипрский: святые не исчезнут до конца земной истории, но в последние времена будут сокрыты от людей. Мы живем их святыми молитвами, но приехать к ним, как раньше к отцу Кириллу в Троице-Сергиеву Лавру, к отцу Савве (Остапенко) в Псковские Печоры, к отцу Виталию в Тбилиси, к отцу Павлу в Ярославскую губернию, уже нельзя.

Помню, навестил я отца Кирилла в Переделкино незадолго до того, как он окончательно слег, и спросил: «Отче, что делать? Когда Господь Вас призовет, кому Вы нас, своих чад, поручите, на кого оставите?» Он прижал свою голову к моей и тихо с горечью сказал: «Батюшка, не на кого…»Представляете?! А ведь у него были тысячи духовных чад — архиереи, архимандриты, игумены, иеромонахи...

— По какой причине Господь не дает сегодня людям «открытых» старцев?

— Конечно, судьбы Божии непостижимы для нас, но одной из причин может быть то, что люди сегодня невероятно расслаблены, духовно и морально неустойчивы, а главное — не имеют доверия к Богу. Веру в бытие Божие имеют, а вот довериться Промыслу Божию не могут. Открывать им волю Божию небезопасно, в первую очередь, для них самих. Как показал опыт старцев, с которыми мне довелось общаться, люди умоляют открыть волю Божию, а узнав ее, выполнять отказываются. Так, следуя своему мнению, попирают волю Божию, совершая тягчайший грех. Ведь это открытый бунт против Создателя! Последствия бывают настолько удручающими, что наблюдая их, я приходил в ужас. А вот если они не выполнят совет духовника, таких страшных последствий переживать не придется. Конечно, могут быть неприятности, но они несоизмеримы с теми, какие происходят при нарушении явно открытой воли Божией.

Есть и сегодня сильные молитвенники, чьи просьбы к Богу помогают исцелять людей. Есть утешители. Но что подразумевает старчество? Думаете, дар исцелений? Нет. Дар прозорливости? Нет. Как отмечал преподобный Иоанн Лествичник, самый великий дар — это дар рассуждения. Но кроме этого дара нужен еще и личный положительный опыт духовной брани, без которого дар рассуждения будет, словно здание без фундамента.

https://zen.yandex.ru/media/valaam

Что означал глагол "преставиться"

Глагол преставиться заимствован русским языком из старославянского. В свою очередь, там он возник, скорее всего, как калька (буквальный перевод) греческого metatithesthai ‘быть перемещенным’. Первоначально представлял собой сочетание глагола преставити с возвратным местоимением ся (себя).

По-русски говоря, преставиться — это переставиться, перейти, переместиться, переставить себя. Таков его исходный смысл. Как же случилось, что его вытеснило значение ‘умереть’?

Есть в лингвистике такое понятие, как «семантическое заражение». Это изменение значения слова под воздействием контекста, в котором это слово наиболее часто употребляется.

Подобное и произошло с глаголом преставиться. Случилось так, что в древнерусскую эпоху он чаще всего использовался для обозначения только одного перехода — из земного мира в мир загробный. Примеры: преставитися отъ свѣта, отъ жизни, къ Богу, отъ врѣменьныхъ на вѣчная (от временного к вечному) и т. д. В иных значениях это слово употреблялось очень редко, и такие примеры встречаются лишь в ранних письменных памятниках. Например, в Изборнике Святослава (XI в.) есть высказывание: «Аще бо съ мудрыми человѣкы бесѣдующе, скоро въ образы ихъ прѣставим ся» (Если будем беседовать с мудрыми людьми, скоро станем похожими на них; буквально — ‘переставим себя в их образы’).

Но все же несравнимо чаще преставиться использовалось в выражениях, обозначающих смерть. Со временем это привело к тому, что значение контекста перешло на сам глагол, более того, стало для него единственным. Вместо ‘переместиться’ окончательно стало ’ умереть’.

В памятниках письменности встречается употребление древнерусского аналога с приставкой пере-: переставити ся. По смыслу данные варианты совпадали.

Родственный глагол преставити (переставить, без частицы -ся) тоже употреблялся в выражениях с семантикой смерти, но здесь ситуация другая: такое словоупотребление было очень редким. Преставити могло обозначать самые разные перемещения и передвижения в пространстве. Сейчас мы используем его восточнославянский вариант — переставить ‘поставить на другое место’, ‘расставить заново’.

От преставити образовано слово преставление ‘смерть, кончина’. Отсюда, например, светопреставление — ‘конец света, конец мира’. Кстати, в этом слове современные носители русского языка часто делают ошибку, считая, что пишется оно как светопредставление. На самом деле к глаголу представлять оно не имеет отношения, букву Д в нем писать не нужно.

https://zen.yandex.ru