Расписание богослужений в Храме Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском:
июль август

Расписание богослужений в храме «Знамения» иконы Божией Матери в Перово:
июль август

Воскресные листки

08.07.2018

Воскресный листок №27 (235)

О крещении без веры

Таинство крещения по сравнению с другими таинствами и обрядами Церкви имеет наибольшие популярность и спрос среди россиян, хоть как-то соотносящих себя с православной традицией. Даже во времена государственного атеизма отрицательное отношение властей к участию людей в церковных отправлениях только увеличивало желание людей вкусить запретный плод. Многие партийные люди, независимо от своего статуса, от колхозника до чиновника, тайком крестили своих детей, не задумываясь о том, что этот их поступок как-то противоречит их мировоззрению или политическим взглядам.

В большинстве своем, в те недавние еще времена, священники не требовали от людей какой-то подготовки перед совершением Таинства крещения. Может быть, само их желание принять для себя или своих детей церковное Таинство в непростое для веры православной время, священники считали некой доблестью, подвигом, что уже со своей стороны не хотели людям чинить препятствия, требуя от них предварительной подготовки. С другой стороны, во избежание огласки, надо было сделать все максимально быстро, какое уж там оглашение.

Советская власть пала, но в отношении людей к Таинству крещения ничего не изменилось. Большинство из них считает, что для принятия крещения достаточно одного их желания. Незаметно для церковного народа это таинство вышло за пределы Церкви и уже стало неким обязательным атрибутом в жизни людей нецерковных. Даже люди, враждебно относящиеся к Православной Церкви, считают, что крещение это нечто из сферы религиозного сервиса, которым Церковь обязана оделять всех желающих.

Но насколько оправданно таковое отношение нашего общества к этому великому Божьему дару? Можно говорить все, что угодно, но «всякое дерево познается по плодам своим». По статистике, в России крещеных в православной вере людей от 80 до 85 % от всего населения страны. Вообще-то такое количество людей, призванных к чистой жизни великим таинством, предполагает увидеть в России просто какое-то совершенное общество или что-то на него похожее. Ведь принятие Таинства крещения человеком означает, что он теперь с этого момента становится воином Христовым, врагом греха.

Но мы видим совершенно обратное. Из всего количества крещеных россиян хорошо, если регулярно ходят в храм и участвуют в Таинстве Евхаристии около 3 % людей. Это то малое стадо Христово, которое свою жизнь подчиняет руководству Его Церкви. Остальное же большинство избегает в той или иной степени храма, все делает для того, чтобы Церковь никак не влияла на их жизнь. Получается, что они обманули Бога, предав те обещания верности Его заповедям, которые давали за себя и своих детей во время принятия Таинства крещения.

Хотя подавляющее большинство людей в России крещены, верующими во Христа их назвать трудно Поэтому и неудивительно, что у нас крещеные люди, ничтоже сумняшеся, делают аборты, блудят и убивают, воруют и вымогают взятки, торгуют наркотиками и алкоголем, клевещут и лгут, в общем, живут бессовестно. Таковое явление есть одно из самых чудовищных и грозных знамений нашего времени, причина многих бед и скорбей.

Многие идут креститься и крестить своих детей не по велению своей веры или убеждений, а часто по причине каких-то суеверий, неосмысленной традиции или просто, чтобы быть как все – «на всякий случай». Для большинства людей крещение всего лишь красивый традиционный обряд, порой даже просто средство против порчи и сглаза или некий залог здоровья ребенка.

Если бы люди представляли себе всю ту ответственность, которую они берут на себя, дерзая креститься бездумно и без соответствующей подготовки, то много раз подумали бы прежде, чем это сделать. Но этому мешает отсутствие у них сознательной веры в Иисуса Христа. В наше время мало кто задумывается, что повсюду происходит нечто кощунственное – крещение еще не встретившихся со Христом и не верующих в Него людей! Ведь крещение без веры – это как человек без сердца.

С первых веков существования Церкви Христовой среди христиан царило строгое и благоговейное отношение к Таинству крещения, всякого желающего к нему просто так не подпускали. Имела место традиция принимать крещение в зрелом возрасте; так христиане себя готовили к принятию Таинства, чтобы креститься в самом своем лучшем духовно-нравственном состоянии, чтобы никакой нечистотой не оскорбить святыню Таинства.

Смысл и значение Таинства крещения Господь выразил в таких словах: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин 3: 5). Поэтому крещение – это духовное рождение, рождение в новую благодатную жизнь. Духовно рождаясь через принятие этого Таинства, человек усыновляется Богу, становится чадом Церкви Христовой. Через трехкратное погружение в воду человек смывает всю свою греховную скверну, получает прощение грехов. Затем через помазание Святым Миром он получает благодать Святого Духа для полноценного участия в жизни Церкви и ее Таинствах. Это тот самый залог благодати Божией, семя новой жизни. Задача человека – развить и усовершенствовать этот дар, чтобы семя стало большим деревом, исполненным различных даров Святого Духа.

Человек крещеный должен, насколько это возможно, уподобиться нравственно, по благодати, Самому Христу. Через благодать крещения человек прививается, как дикая ветвь культурному дереву, Телу Христову, которое есть Его Церковь. В него вливаются соки новой благодатной жизни. Итог земной жизни человека должен быть таким, чтобы эта новая жизнь заполнила всего человека, сделала его родным Богу. Чтобы перейдя из этой жизни в вечность, человек был уже подготовлен к жизни у Бога. Если же человек не будет приуготовлен, то останется чужим для Творца.

Сущность правильного отношения к Таинству крещения состоит в коренном перевороте, совершаемом в душе человека, в изменении всей его жизни. Человек был рабом греха и врагом Божиим, исполнял волю диавола. Теперь же он исполнен решимости отвергнуть грех и быть в общении со Святым Господом.

Мы должны прямо взглянуть правде в глаза, что Таинство, предназначенное собирать отборную пшеницу в закрома Церкви Христовой, а плевелы отвергать, давно перестало соответствовать этому своему предназначению. Надо честно сказать, что мы, по большей части, крестим людей, не настроенных жить по заповедям Христовым, не планирующих оставаться в Его Церкви. Крестятся и потом о храме сразу забывают. Для таких людей крещение есть самоцель, а Христос, ради приобретения Которого и должен человек креститься, есть нечто лишнее и ненужное. Налицо какое-то языческое, потребительское отношение к дарам Церкви. Так можно ли таковые крещения, вообще, считать действительными?

http://www.pravoslavie.ru/put/71935.htm

Святитель Феофан Затворник.
Мысли на каждый день года.

(Рим. 12, 6-14; Мф. 9, 1-8). Господь прощает грехи расслабленному. Радоваться бы; но лукавый ум ученых книжников говорит: "сей хулит". Даже когда последовало чудо исцеления расслабленного в подтверждение той утешительной для нас истины, что "Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи", - и тогда народ прославил Бога, а о книжниках ничего не сказано, верно потому что они и при этом сплетали какие-либо лукавые вопросы. Ум без веры каверзник; то и дело кует лукавые подозрения и сплетает хулы на всю область веры. Чудесам то не верит, то требует осязательнейшего чуда. Но когда оно дано бывает и обязывает к покорности вере, он не стыдится уклоняться, извращая или криво толкуя чудные действия Божии. Также относится он и к доказательствам истины Божией. И опытные, и умственные доказательства представляют ему в достаточном числе и силе: он и их покрывает сомнением. Разбери все его предъявления, и увидишь, что все в них одно лукавство, хоть на его языке это слывет умностью, так что невольно приходишь к заключению, что умность и лукавство одно и то же. В области веры апостол говорит: "Мы ум Христов имеем". Чей же ум вне области веры? Лукавого. Оттого и отличительною чертою его стало лукавство.