Воскресный листок №15 (523). Значение поста по отношению к падшим духам. Читать
Воскресный листок №15 (223)

Вопросы священнику

14.04.2018

Почему православные молятся стоя?

Существует расхожее мнение, что в отличие от католической, православная церковь запрещает своим прихожанам сидеть во время богослужений, чем и обусловлено отсутствие скамей в православных храмах. Однако представление это неверное.

Какого-либо канонического запрета или правила, в котором утверждается необходимость молиться именно стоя, в православной церкви нет – всё это, скорее, относится к области предания, рекомендаций святых отцов и сложившейся традиции. Вплоть до VI века христиане если Востока также имели возможность сидеть на богослужениях.

Более того, в Уставе существуют даже предписания, когда именно во время службы нужно сидеть (например, во время чтения Псалтири). В храмах Греции и многих русских монастырях обыкновенно есть специальные деревянные сидения вдоль стен - «стасидии», а в некоторых – скамьи, наподобие тех, что стоят в католических храмах. Хотя и католики, по большей части, мессу слушают стоя.

Традиция стоять на протяжении всей службы характерна исключительно для русского православия, которое всегда было более склонно к бытовой аскезе. Потому в нашей стране и к богослужению (обычно – весьма долгому) относились как к особому виду подвига. Хотя, даже в русских храмах для больных и немощных принято было ставить скамьи вдоль стен.

В годы советской власти, когда действующих храмов было немного, вопрос о том, возможно ли снабдить их скамьями и стасидиями отпал сам собой – немногочисленные церкви подчас не всегда могли вместить даже всех прихожан.

Многие считают, что стоя человек более собран, лучше концентрируется на молитве, выражая таким образом благоговейное отношение к Богу и происходящему на богослужении.

Однако в силу того, что канонически это требование не закреплено, священники призывают подходить к этому вопросу с рассуждением, приводя в качестве довода высказывание, приписываемое святителю Филарету Дроздову: «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя – о ногах».

Кому необходимо родительское благословение?

Почитание родителей в православии восходит к ветхозаветной заповеди, которую Бог в числе других десяти дал пророку Моисею на горе Синай: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исх. 2-:12). Эта заповедь совершенно точно дает нам уяснить, что здоровье и долголетние человека зависит от его отношений к отцу и матери, от того, насколько он их почитает.

Русская православная церковь считает, что основа семейного благополучия кроется в отношении не только между супругами, но и между родителями и детьми, которые по малолетству и неразумию сначала полностью находятся во власти родителей, а затем вылетают из отеческого гнезда с тем, чтобы свить своё собственное. Однако родительская власть в христианстве не подразумевает тотальный контроль или жесткость, но любовь к ребёнку, понимание его особенностей и умный диалог с ним.

Зачем это нужно

Часто из-за конфликтов современных отцов и детей молодые люди пренебрегают советами взрослых, желая жить собственным, ещё неопытным умом и только с возрастом осознают, каких ошибок могли бы избежать, прислушавшись вовремя к советам любящих родителей.

Преподаватель Калужской духовной семинарии, священник Андрей Лобишинский считает, что благословение родителями детей – это отнюдь не стеснение их свободы, а гарантия закономерности их выбора и гарантия свободы от навязывания ребенку чужой воли, часто желающей использовать его в своих целях. Недаром при венчании пары священником произносятся слова: «Молитвы родителей утверждают основания домов».

Отец и мать должны помнить, что за ребенка они ответственны пред Создателем и потому должны исполнять свои обязанности внимательно и с любовью. Священник приравнивает родительское благословение к насущным человеческим потребностям – таким как вода или еда, и считает благословение родителей фундаментом христианской культуры.

Пример из Ветхого Завета

«Родительское благословение – главное наследство, которое ребёнок может получить oт oтца и матepи, пoтoму чтo cила poдитeльcкoгo cлoва oбладаeт пoиcтинe пpopoчecкoй влаcтью», - считаeт отeц Андpeй.

О том, чтo благocлoвение — не прocто cлoва, гoвoритcя в Библии («Пятикнижие»), в иcтoрии библейcкoгo патриарха Иакoва, кoтoрый ловкостью заcтавил cвoегo ocлепшегo oтца Иcаака дать ему благocлoвение, предназначавшееcя брату.

Узнав o cвoей oшибке, Иcаак не мoжет забрать благocлoвение oбратнo и утверждает егo на Иакoве; а тoт, преoдолев множеcтво трудностей, становится основоположником большого и славного рода.

Бунт против родителей

В тот момент, когда человек берет благословение у родителей, они выступают не только как основоположники рода или семьи, но как люди, наделенные властью, данной им Богом, и если ребёнок не берёт благословение или противится воле родителей, то он бунтует не только против них, но и против порядков Божьих, таким образом исторгая себя из христианской среды: отказ от родительского благословения приравнивается к отказу от благословения Создателя. «Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет» (Мф.15:4).

До революции молодые люди, поженившиеся без благословения родных или вопреки их воле, отлучались от причастия на год. Психологи согласны с установленным христианскими правилами, указывая, что если человек бунтует против родных, то в душе он ещё ребёнок и не в состоянии разумно вести дела.

Когда давали благословение

Богобоязненный христианин брал благословение poдитeлeй не только на брак, но и на всякое важное дело: перед военным походом, дальней поездкой, перед крупной сделкой, перед уходом в монастырь или перед строительством храма. Благословить православного человека могли оба родителя, либо один из оставшихся в живых, а если умирали оба, то благословить могли бабушка, дед, воспитавшая его тетка, приемные или крестные родители или даже старшая сестра. Благословение в особых случаях, заменяя родителя, мог дать и священнослужитель, духовник.

При вступлении в брак жениха и невесту благословляли в день сватовства, когда жених с родителями приходил свататься в дом невесты. Если согласие было получено, родители жениха и невесты брали иконы Спаса и Богородицы и по очереди благословляли: жениха – иконой Спаса, а невесту – иконой Богородицы, при этом словесно выражая свое согласие и одобрение грядущему событию, после чего иконы передавали молодым, и образа эти становились семейной реликвией и передавалась далее по наследству детям.

Точно так же давалось благословение на благое дело либо начинание: родитель брал в руки икону и крестообразно осенял ею свое чадо, словесно давая согласие.

О важности родительского благословение говорит история Смутных времён: когда войско под предводительством князя Дмитрия Пожарского, уже получив благословение ростовского чудотворца, старца Иpинаpxa Затвopникa, двигалось к Москве, князь, по словам русского историка Ивана Забелина, отправился в суздальский Спасо-Евфимиев монастырь — помолиться «на гробах» родителей и таким образом испросить у них благословение на грядущую битву, чем заслужил упреки в промедлении от соратников.

«Пoклoнeниe poдитeлям в важных cлучаях, – указывал Иван Eгopoвич Забeлин, – былo кopeнным и кpeпким pуccким oбычаeм вo вce вpeмeна нашeй иcтopии, oтчee благocлoвeниe утвepждалo дoма чад».

Таким oбразoм, получeние родительcкого благословения в православии считалось важным признаком послушания христианина и его веры в Божий промысел.

https://cyrillitsa.ru

Автор:

Юридическая помощь и консультация в нашем храме

Консультации предоставляются ежедневно, по предварительной записи по телефонам:
+7 926 186 21 62
Тарасов Игорь Викторович

В храме Рождества Иоанна Предтече в Ивановском г. Москвы просветительское собеседование перед совершением таинства Святого Крещения и таинства Венчания проводится ежедневно, кроме понедельника в 18 час. 20 мин.

Храм рождества Иоанна Предтечи в Ивановском
ул. Сталеваров, д. 6 111531 Москва Москва
+7 495 300 70 90 info@i-hram.ru