Расписание богослужений в Храме Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском:
апрель

Расписание богослужений в храме «Знамения» иконы Божией Матери в Перово:
апрель

Если въезжать в Москву по Реутовской эстакаде, то можно увидеть, как с правой стороны дороги над густыми кронами деревьев золотом горят кресты небольшой церкви с изящной колокольней. Это - храм Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском. История храма неотделима от истории самого Ивановского, ныне являющегося одним из районов Восточного административного округа столицы.

В XVII столетии, а именно к этому периоду относят первое документальное упоминание о нашем храме, Ивановское являлось частью дворцового хозяйства царя Алексея Михайловича в Измайлово - бывшей вотчине бояр Романовых. В середине XVI века Измайлово было пожаловано царем Иоанном Грозным воеводе Никите Романовичу Захарьину – Юрьеву, брату супруги государя - царицы Анастасии. С начала XVII века Измайловым владел дядя Михаила Феодоровича боярин Иван Никитич Романов.

Внутреннее убранство храма

В XVII столетии, а именно к этому периоду относят первое документальное упоминание о нашем храме, Ивановское являлось частью дворцового хозяйства царя Алексея Михайловича в Измайлово - бывшей вотчине бояр Романовых. В середине XVI века Измайлово было пожаловано царем Иоанном Грозным воеводе Никите Романовичу Захарьину – Юрьеву, брату супруги государя - царицы Анастасии. С начала XVII века Измайловым владел дядя Михаила Феодоровича боярин Иван Никитич Романов.

В 1612 году наступила Смута, под знаменами Лжедимитрия в наше Отечество нахлынули польско-литовские интервенты. Регулярные войска и следующие за ними шайки мародеров грабили и разоряли города и веси Русской Земли. К середине XVII столетия Измайлово и его окрестности, как и многие десятки русских сел и деревень, подвергшихся нападению захватчиков, находились в запустении. За их обустройство взялся царь Алексей Михайлович, к которому перешли здешние земли. Находившееся в семи верстах от столицы Измайлово, заняло особое место среди многочисленных дворцовых вотчин. Алексей Михайлович любил бывать здесь, в своих угодьях он создал цветущее хозяйство с садами, огородами, теплицами, пасеками, рыбными прудами и даже собственным зверинцем.

В 1663 году началось переустройство измайловской государевой вотчины: сюда переселили около тысячи крестьянских семей из других дворцовых волостей. В это время Ивановское, наряду с Черкизовым и Никольским является «приселком» дворцового царского села Измайлово. В каждом из приселков существовало собственное, обслуживающее дворцовое село хозяйство. В Ивановском была устроена мукомольная мельница «с земляною плотиною длиной 170, шириной 11, вышиной 2 сажени», а также два пруда, где откармливали карасей и линей к государеву столу. В 1666 –1667 годах для удовлетворения духовных нужд ивановских крестьян построена деревянная церковь в честь Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, с пределами во имя святителя Василия Великого, епископа Кесарии Каппадокийской и святого великомученика и Победоносца Георгия. В Писцовой книге под 1676 годом говорится: «обложена на Москве данью вновь новопостроенная церковь в Московском уезде, в Радонежской десятине, великого государя дворцового села Измайлова в приселке Ивановском, а на тою церковь, по указу Патриарха и по помете на выписке дьяка Перфилия Семенникова по сказке той церкви попа положено дани 10 алтын 2 деньги, заезда гривна и велено с той церкви данные деньги по тому окладу взять со 7178 (1670) года и впредь писать». Иконы для храма были созданы изографом Сергием Рожковым «с товарыщи». Первоначально церковь была шатровой, как и храмы окрестных селений – Измайлова и Черкизова.

В начале XVII века сельские приходские церкви Московского уезда делились на десятины, в числе которых, как известно по приходным окладным книгам Патриаршего Казенного Приказа 1628 года была Радонежская десятина. К ней были причислены села, расположенные от Крестовой заставы Москвы по обе стороны Переяславской (Троицкой) дороги до границ Дмитровского и Владимирского уездов. Ивановское также как и Перово, Алексеевское, Измайлово, Черкизово, Никольское, Гольяново и Зевалово – Щукино входило в Васильцов стан Радонежской десятины, который имел едва ли не самое большое количество по сравнению с другими, примыкавшими к Москве станами, невозделанных земель и опустевших селений. По свидетельству дьячка церкви Иоанна Предтечи Евсейки Федорова «к той церкви церковной земли и сенных покосов нет, а дают попу и ему дьячку государево хлебное и денежное жалованье (ругу) из Приказа Большого Дворца, а построена та церковь в 7175 (1667) году». По Ружной книге 1699 года указанное государево жалованье выдавалось «церкви Иоанна Предтечи попу 10 рублей, ржи 10 четьи, овса тож, дьячку 5 рублей, ржи и овса по 6 четьи, пономарю 4 рубля, ржи и овса по 5 четьи, просвирне 3 рубля, ржи и овса по 3 четьи, на просфоры чет с осьминою. В той же книге, относительно клириков Иоанновского прихода помечено: «Буде земель и приходских дворов и иных доходов за ними нет, и им ругу давать сполна».

До 1676 года Ивановское числилось в Приказе Тайных дел, а затем Приказе Большого Дворца. Приход храма был немногочислен: к 1700 году по докладной записке, поданной местным священником с причетниками: «крестьянских дворов и пустошей и лавок и иных доходов за ними нет, а приходских - де у них только 10 дворов». Примечательно, что Приказ Большого Дворца располагал в эту пору иными сведениями: «в том приселке крестьянских и бобыльских 69 дворов, из того числа 33 двора прихожане и кладутся в селе Измайлове, да в том же селе пустых крестьянских 15 дворов». 11 июля 1700 года великий государь, выслушав выписку, представленную Приказом, повелел: «того приселка Ивановскому попу с причетниками ругу не давать и из окладу выложить, а довольствоваться им подаянием приходских людей». Относительно тех, кто служил в храме в XVII-XVIII столетии почти ничего неизвестно: есть сведения о том, что в 1717 году при церкви Иоанна Предтечи состояло три клирика, носивших фамилию Сидоров и, по всей видимости, состоявших друг с другом в родстве: священник Дмитрий Сидоров, дьячок Иван Сидоров и пономарь Афанасий Сидоров. В 1712 -1739 годах ивановским приходом церковной дани платилось 23 алтына 4 деньги, что по тем временам являлось суммой незначительной, стало быть, он не относился к числу многолюдных. На карте 1766 года показана единственная улица Ивановского, идущая параллельно Большому Владимирскому тракту. С севера от нее обозначена церковь, а рядом - пруд.

В 1801 году выстроен ныне существующий храм, который по своему архитектурному облику относится к стилю раннего классицизма. К XIX веку село Ивановское находилось на окраине обширного луга – части регулярного парка усадьбы Кусково, принадлежавшей графам Шереметевым. В 1812 году здесь, также как и в окрестных селах, хозяйничали французы

Храм Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском

В 1801 году выстроен ныне существующий храм, который по своему архитектурному облику относится к стилю раннего классицизма. К XIX веку село Ивановское находилось на окраине обширного луга – части регулярного парка усадьбы Кусково, принадлежавшей графам Шереметевым. В 1812 году здесь, также как и в окрестных селах, хозяйничали французы

В письме от 17 сентября 1812 года генерал-лейтенант князь Голицын писал фельдмаршалу М.И. Кутузову: «Адъютант мой, узнав от мужика, что в 11 верстах от Москвы в селе Ивановском французы грабят, дал знать казакам, кои, дождавшись ночи, на них напали и всех захватили в плен, из которых двух ранили. С нашей стороны никакой потери не было. Пленных 11 человек: 7 прусаков, 3 поляка, 1 француз; при конвое препровождены во Владимир к г. гражданскому губернатору». Французские мародеры, которым вообще свойственно было циничное и кощунственное отношение к святыням, не щадили православных храмов. Об этом, в частности, свидетельствуют поступавшие в Московскую Духовную консисторию рапорты сельских священников Московской округи о готовности к освящению их церквей после отступления французов. Такой рапорт в ноябре 1812 года был подан из ближайшего окружения Ивановского, а именно, из церкви села Никольского. Вероятнее всего общая горькая участь не миновала храма Рождества Иоанна Предтечи, однако, он был приведен в прежний порядок тщанием прихожан.

Около 1842 года внутреннее убранство церкви претерпело значительные изменения: бригада реставраторов, работавшая здесь в 1979 году, обнаружила, что именно в третьей четверти XIX века была произведена полная запись первоначальной настенной живописи, с изменением композиции и колорита. На время обновления росписи указывали характер расположения изображений и их подбор. В это же время храмовый иконостас был перекрашен колером типа «слоновая кость» с позолотой отдельных деталей и в таком виде он находился довольно долго, более столетия. К северу от храма на картах XIX века отмечена часовня, примерно в пятистах метрах к северо-западу от церковной ограды находился Святой колодец. Вокруг храма образовалось кладбище, на котором хоронили местных жителей. К храму Рождества Иоанна Предтечи некоторое время была приписана церковь Спаса Нерукотворного Образа близлежащего села Губино (Гиреево), построенная в 1718 году князем Иваном Алексеевичем Голицыным в своей вотчине и не имевшая собственного причта.

По данным 1859 года Ивановское находилось в Удельном ведомстве, оно насчитывало 84 двора и 570 жителей. После отмены крепостного права село принадлежало к Пехорской волости Московского уезда. В конце XIX века здесь стояло уже 138 дворов, а население насчитывало 654 человека. Уровень грамотности был невысок, сельчане занимались сельским хозяйством, выращивали картофель, овощи и зерновые. Большинство из них работало на расположенных поблизости небольших частных фабриках, принадлежавших московским купцам. По переписи 1926 года в Ивановском числилось 1275 человек. В ходе коллективизации в селе был организован колхоз «Вперед», однако значительная часть жителей Ивановского продолжала работать на фабриках Реутова и Перова. Храм оставался духовным центром села, и люди тянулись к нему: даже сельская молодежь после работы собиралась на гулянья под гармошку у восточной ограды церкви.

В период тяжелейших в истории Русской Православной Церкви богоборческих гонений храму Рождества Иоанна Предтечи, удалось избежать участи большинства московских церквей – он никогда не закрывался, хотя попытки сделать это предпринимались не раз. В конце сороковых годов с призывом закрыть и снести храм выступили военнослужащие близлежащей воинской части, дислоцировавшейся на территории нынешнего Терлецкого парка. Военные ходили по домам местных жителей, пытаясь собрать подписи в поддержку своей «инициативы», но подписываться никто не стал, и церковь была сохранена. Весьма вероятно, что вынудили их на это местные власти, которые хотели, таким образом избавиться от «очага религиозного дурмана».

Прихожане на службе в храме

В период тяжелейших в истории Русской Православной Церкви богоборческих гонений храму Рождества Иоанна Предтечи, удалось избежать участи большинства московских церквей – он никогда не закрывался, хотя попытки сделать это предпринимались не раз. В конце сороковых годов с призывом закрыть и снести храм выступили военнослужащие близлежащей воинской части, дислоцировавшейся на территории нынешнего Терлецкого парка. Военные ходили по домам местных жителей, пытаясь собрать подписи в поддержку своей «инициативы», но подписываться никто не стал, и церковь была сохранена. Весьма вероятно, что вынудили их на это местные власти, которые хотели, таким образом избавиться от «очага религиозного дурмана».

В1960 году Ивановское оказалось в черте Москвы, новые границы которой были определены московской кольцевой автодорогой. В 1971 году здесь началось массовое жилищное строительство. Деревянные дома сносились, а сами сельчане переселялись в новые столичные микрорайоны. Весьма немногие из коренных жителей Ивановского сумели остаться жить там же, где и прежде. Очевидцы до сих пор с болью в сердце вспоминают, как бульдозерами сносили цветущие вишневые и яблоневые сады, расчищая место под строительную площадку. На страницах книги «Путешествие по новой Москве» журналист Лев Колодный тогда бодро рапортовал: «Десять лет тому назад бывал я тут (в Ивановском) и видел это большое село, над его избами возвышался каменный храм с колокольней, трапезной в стиле русского классицизма, начала прошлого века. Тогда еще тут было правление совхоза, собиравшееся переезжать за пределы кольцевой дороги, разделившей село пополам.… Вхожу в Ивановское и вижу: теперь его пересекают широкие улицы, где стоят высокие многоэтажные дома Москвы.… Почти все застроено здесь». Уцелевший храм Рождества Иоанна Предтечи остался единственным строением, которое радовало глаз на фоне панельных коробок, возведенных в традициях безликой, лишенной малейших национальных черт советской архитектуры.

Вплотную к ограде храма пролегла новая улица Сталеваров, а Святой колодец был засыпан. Маленький кладбищенский храм продолжал оставаться единственным местом молитвы для тысяч жителей микрорайонов Ивановское и Перово, а также быстро разраставшегося подмосковного города Реутова. Есть сведения о том, что в середине XX столетия в храме поочередно служили настоятелями представители одной семьи Романеевых. Священники жили при церкви в небольшом одноэтажном бревенчатом доме, который сохранялся до девяностых годов.

История Иоанно-Предтеченского храма, которая была тесно связана с жизнью Русской Православной Церкви XX столетия, хранит немало славных страниц. В семидесятых годах Россию посетил служивший в Англии видный православный богослов и вдохновенный проповедник, митрополит Антоний Сурожский, который совершал богослужения в нашем храме. Владыка митрополит приезжал в Ивановское и в 1988 году, когда праздновалось 1000-летие Крещения Руси.

История Иоанно-Предтеченского храма, которая была тесно связана с жизнью Русской Православной Церкви XX столетия, хранит немало славных страниц. В семидесятых годах Россию посетил служивший в Англии видный православный богослов и вдохновенный проповедник, митрополит Антоний Сурожский, который совершал богослужения в нашем храме. Владыка митрополит приезжал в Ивановское и в 1988 году, когда праздновалось 1000-летие Крещения Руси.

Долгие годы на приходе служили протоиереи Николай Ведерников и Михаил Шевченко – ревностные и добрые пастыри, своей искренностью и пламенной верой пробудившие любовь к Богу в сердцах многих людей. Своими пастырскими талантами они сумели привлечь в церковную ограду немало молодежи, но основу прихода в то время составляли пожилые люди, в основном женщины. Простые и смиренные молитвенницы, исполненные глубочайшего благочестия, они сумели сохранить Веру, передав Ее своим детям и внукам. Среди тех, чьи имена особенно памятны нам, живущим сегодня, - Иван Михайлович Соколов, двадцать лет являвшийся прихожанином нашего храма, а затем принявший на себя нелегкое бремя ктиторского служения. Для всех, знавших его Иван Михайлович являл живой пример истинно христианской жизни. В храм он приходил затемно, раньше всех, а уходил домой последним. Э тот удивительно добрый, умный и сердечный человек умел не только быть строгим и рачительным хозяином, но обладал прекрасным чувством юмора и всегда умел доброй шуткой поддержать унывающего.

Большинство из прежних прихожан храма, на своих плечах вынесших тяготы богоборческих лет, уже отошли к Господу. За каждым богослужением в храме Рождества Иоанна Предтечи возносится соборная молитва об упокоении душ усопших рабов Божиих: ктитора Иоанна, Марии, Евдокии, Анны, Надежды, Нины, Александры, Анастасии, Татианы, монахини Фотинии и многих других, чьими трудами и молитвами сохранялся приход. Многих из них Господь удостоил стать очевидцами возрождения Православия, начало которому было положено в 1988 году празднованием 1000-летия Крещения Руси. Из сугубо церковного события юбилей превратился в поистине всенародное торжество, пробудив у наших соотечественников интерес к Православию, к богатому и славному духовно-историческому наследию Российского государства.

Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена от 17 ноября 1989 года настоятелем храма был назначен протоирей Петр Захаров, ранее служивший в храме в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе. Отцу Петру довелось возглавить приходскую общину в непростое, но отрадное время церковного возрождения. В эти годы значительно возросло число прихожан. Крещение приняло массовый характер, у купели вместе стояли и стар и млад, а в большие праздники бывший сельский храм, порой, не вмещал всех желающих участвовать в общей церковной молитве.

о.Петр Захаров во время Литургии

Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена от 17 ноября 1989 года настоятелем храма был назначен протоирей Петр Захаров, ранее служивший в храме в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе. Отцу Петру довелось возглавить приходскую общину в непростое, но отрадное время церковного возрождения. В эти годы значительно возросло число прихожан. Крещение приняло массовый характер, у купели вместе стояли и стар и млад, а в большие праздники бывший сельский храм, порой, не вмещал всех желающих участвовать в общей церковной молитве.

В 1990-1992 году началась реконструкция храма с целью увеличения его площади. К колокольне сделаны пристройки, за счет одной из которых была расширена трапезная часть, а в другой разместилась ризница. Капитальной реконструкции подверглись стены и кровля. В 1991 году состоялась закладка фундамента нового церковного дома: рядом со старым бревенчатым срубом – бывшем домом причта, возник целый комплекс из крестильного храма с мраморной купелью и обширного здания, где разместились классы Воскресной школы и вспомогательные хозяйственные помещения. В уютном церковном дворе появился магазин православной литературы, во двор вынесен из храма и свечной киоск.

Неузнаваемо изменился внутренний облик храма Рождества Иоанна Предтечи: на стенах появилась новая роспись, пол, прежде крытый плитами желто-серого песчаника, был выстлан серым гранитом. Не нарушая целостности исторического облика церковного здания, старые окна и двери в нем сменили на новые, герметичные, одновременно наладив современную вентиляцию и теплоснабжение. В 1997 –1998 годах, ввиду тесноты и малой пригодности для совершения богослужений, левый придел в честь святителя Василия Великого был перенесен в новопостроенный крестильный храм, а правый, в честь великомученика и Победоносца Георгия перенесен приставным престолом в главный алтарь. Сияет золотом новый иконостас, куда помещены отреставрированные и отчищенные от копоти старинные иконы. Радостным звоном созывают людей на молитву новые храмовые колокола: непростое искусство звонаря досконально освоили юные прихожане храма.

9 марта 1991 года на празднование первого и второго обретения главы Иоанна Предтечи храм впервые посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. За Патриаршей Литургией собралось около двухсот человек, многие, не сумев войти в храм, всю службу простояли на улице, внимая словам молитвы через распахнутые окна и двери. Воспоминания об этом молитвенном общении с Предстоятелем Русской Православной Церкви, особенно дороги прихожанам нашего храма.

7 июля 2013 года в престольный праздник Рождества Иоанна Предтечи храм посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и возглавил богослужение.

9 марта 1991 года на празднование первого и второго обретения главы Иоанна Предтечи храм впервые посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. За Патриаршей Литургией собралось около двухсот человек, многие, не сумев войти в храм, всю службу простояли на улице, внимая словам молитвы через распахнутые окна и двери. Воспоминания об этом молитвенном общении с Предстоятелем Русской Православной Церкви, особенно дороги прихожанам нашего храма.

7 июля 2013 года в престольный праздник Рождества Иоанна Предтечи храм посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и возглавил богослужение.

Ныне жизнь храма Рождества Иоанна Предтечи протекает в едином русле с жизнью всей Православной Москвы, его прихожане никогда не остаются в стороне от общецерковных событий. Они принимали участие в Крестных ходах в честь шестисотлетия сретения Владимирской иконы Божией Матери, в день освящения Храма Христа Спасителя, вместе со своими пастырями молились за Патриаршим богослужением в месте массовых расстрелов на бывшем полигоне НКВД в Бутово. Среди сотен москвичей, ежегодно приходящих на Славянскую площадь в день памяти святых славянских просветителей Кирилла и Мефодия неизменно бывают верующие жители Ивановского. Молодежь сегодня особенно активно участвует в приходской жизни и несет многочисленные послушания в храме. Примечательно, что многие из тех, кто несколько лет назад в отрочестве впервые переступили порог нашего храма, впоследствии избрали стезю церковного служения и ныне уже являются клириками приходов Москвы. Им на смену приходят новые поколения: в приходской Воскресной школе постигают азы Православия более ста двадцати окрестных ребятишек. Помимо Закона Божия, истории и церковного пения дети занимаются рисованием и золотым шитьем, постоянно выезжают на экскурсии по храмам и монастырям Москвы и Подмосковья.

Для мальчиков и девочек, которые учатся в Воскресной школе, храм стал вторым домом. Здесь они приобщаются к спасительным Истинам Веры Христовой, здесь находят новых друзей-единомышленников. На церковном дворе постоянно звенят детские голоса, и это вселяет уверенность в светлом будущем не только нашего храма, но и всего нашего Отечества.

Воскресная школа

Для мальчиков и девочек, которые учатся в Воскресной школе, храм стал вторым домом. Здесь они приобщаются к спасительным Истинам Веры Христовой, здесь находят новых друзей-единомышленников. На церковном дворе постоянно звенят детские голоса, и это вселяет уверенность в светлом будущем не только нашего храма, но и всего нашего Отечества.